Чопперы от Александра Смоленского


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Экс-олигарх Александр Смоленский занялся реальным бизнесом. Компания "Финансово-промышленная федерация" (ФПФ), созданная им после краха банковской группы "СБС-Агро", купила у группы "Объединенные машиностроительные заводы" (ОМЗ) контрольный пакет акций завода "ИМЗ-Урал" - единственного российского производителя тяжелых мотоциклов.

Группа "Объединенные машиностроительные заводы" приобрела ОАО "Ирбитский мотоциклетный завод" (ИМЗ) в 1998 г. После проведенной реструктуризации ИМЗ был разделен на три компании. Основное производство перешло компании "ИМЗ-Урал", 65% акций которой стали собственностью компаний ОМЗ, а остальные 35% остались на балансе ИМЗ, находящегося в стадии банкротства.

Пакет заказов "ИМЗ-Урал" на 2001 г. составляет около 2500 машин, что на 700 единиц больше, чем в 2000 г. Большая часть продукции завода (около 65%) идет на экспорт. Проектная мощность завода "ИМЗ-Урал" составляет 130 000 мотоциклов в год.

У предпринимателя Александра Смоленского и Ирбитского мотозавода есть общие черты: эффектное прошлое и ставка на стиль ретро. Смоленский решил реанимировать брэнд банка "Столичный" (см. статью на стр. Б1), а в Ирбите до сих пор производят мотоциклы "Урал" с коляской, очень похожие на BMW R-75 времен гитлеровской Германии. Кстати, "Уралы" находят спрос в Америке, где продаются по цене $6000 - 11 000. Правда, круг любителей старины довольно узок и завод ныне работает только на 2% проектной мощности и выживает благодаря экзотическим проектам - вроде "харлееобразного" "Волка", разработанного в конце 1990-х при участии московских байкеров. Да и объемы заказов уже не те: на контрактах на поставку 50 мотоциклов для полиции Индонезии и 28 машин для российской Федеральной службы охраны далеко не уедешь.

В марте 2001 г. группа ОМЗ заключила договор с тремя топ-менеджерами завода - Дмитрием Лебединским, Ильей Хаитом и Вадимом Тряпичкиным о выкупе ими акций мотозавода у ОМЗ в течение пяти лет. Но теперь уже ясно, что сделку у них перехватил Александр Смоленский. В том же договоре предусматривалось условие: обе стороны сделки могут заниматься поисками стратегического инвестора. За прошедшие полгода директора ИМЗ не успели выкупить акции, и глава ОМЗ Каха Бендукидзе решил продать их компании ФПФ, возглавляемой бывшим олигархом и банкиром Александром Смоленским. Сделка завершилась в начале октября.

О приобретении контрольного пакета "ИМЗ-Урала" объявил вчера сам Смоленский. Он объяснил свой интерес к производству мотоциклов тем, что предприятие находится в хорошем состоянии и "там все работает". Еще год назад Смоленский сообщил публике, что ему "захотелось чего-то реального". Тогда речь шла о создании Национальной судоходной компании с прогнозируемым годовым оборотом в $5 млрд, о которой с тех пор так ничего и не слышно.

Директор по информации и рекламе ОМЗ Андрей Онуфриев вчера подтвердил лишь факт продажи 65% -ного пакета акций ирбитского завода, но не назвал их покупателя. Сумму сделки стороны не разглашают, а эксперты оценивают пакет мотозавода примерно в $1 млн.

По мнению Андрея Иванова, аналитика "Тройки Диалог ", тяжелые мотоциклы пользуются устойчивым спросом, особенно на Западе, но силами одних менеджеров поддержать и развить производство невозможно. О том же говорит и один из несостоявшихся покупателей "ИМЗ-Урала" - директор по развитию завода Илья Хаит. По его словам, менеджеры "ИМЗ-Урала" узнали о сделке со Смоленским в тот момент, когда она уже оформлялась, однако не держат обиды на ОМЗ. "Мы прекрасно понимаем, что без серьезного инвестора производство развиваться не может", - говорит Хаит (в реконструкцию завода, по его оценке, необходимо вложить еще около $10 млн). К тому же, по словам Хаита, менеджеры ирбитского завода все же намерены стать его акционерами. Сейчас они ведут переговоры уже со Смоленским о покупке у него блокирующего пакета акций "ИМЗ-Урала". Бывший олигарх подтвердил, что менеджерам завода будет предложен опцион на выкуп "некоторой части акций", не уточнив возможный размер пакета.