ОТ РЕДАКЦИИ: Сдача позиций


Есть две новости - хорошая и плохая. Плохая: с 1 октября повышены пошлины на иномарки старше семи лет. Их ввоз становится бессмысленным, это "запретительные" пошлины. Хорошая: пошлины на авто до семи лет не повысили. Лучшая новость - тот факт, что не все стало хуже. Так часто бывает с решениями правительства. Новое в этой истории - какая-то специальная степень цинизма, с которой "проталкивалось" и обосновывалось нужное решение.

В правительстве гордятся, что утвердили "самый либеральный" из возможных вариантов. Слово "либеральный" у чиновников теперь означает "выгодный населению", что правильно. Но кто же запретил более "либеральные" решения? Что пообещали автоолигархи правительству? И почему автопром обязательно поддерживать за наш счет? Правительство целый год противилось этому решению, и мы похвалили как-то Михаила Касьянова за мужество. Он изъял часть идей автолобби из концепции развития автопрома, и мы даже понадеялись, что к теме пошлин не придется возвращаться семь лет (на этот срок фиксируются ставки). Мы ошиблись.

Нельзя сказать, что у премьера совсем нет мужества. Автолоббисты требовали повысить пошлины на новые авто с 25% до 35%, поднять ставки на авто "среднего возраста" и "запретить" ввоз машин старше пяти лет. Если бы Касьянов сделал все это, Россия стала бы заповедником "Жигулей". Но и попросил он у автопрома немного - достичь к 2004 г. стандарта качества Евро-3, а к 2008 - Евро-4. Ждет ли автопром "кара", если он в эти сроки не успеет, мы не знаем. А сколько будет стоить тольяттинский продукт, соответствующий стандартам, боимся и предположить.

Премьер решил, что согражданам не нужны, например, "Мицубиси-Лансер" 1991 - 1992 гг. по $3400 - 3800, "Форд-Скорпио" 1993 - 1994 гг. за $4700 - 5800 или "Опель-вектра" 1994 - 1995 гг. за $5200 - 6000 (июльские продажи, по данным "За рулем"). Тревога чиновников за безопасность старых иномарок глубоко лицемерна: наши авто хуже. К тому же есть рыночный механизм: если старые авто часто попадают в аварии, страхование автогражданки для них будет запредельно дорогим. А открытие автосборочных производств больше стимулируется низкими пошлинами на комплектующие, чем высокими - на готовые авто.

Правительство все это знает. Известно ему и то, что у нас мало машин, что больше авто - это мобильность населения, спрос на дороги, инфраструктуру, АЗС, торговлю. Но дело не в этом. Просто правительству труднее отказать автоолигархам, чем собственным гражданам. Другой морали в этой истории нет.