"Су" летят в Китай


Британский еженедельник Janes Defence Weekly впервые обнародовал секретные данные о поставках российской военной продукции в Китай. Благодаря экспорту из России, который в прошлом году достиг примерно $1,5 млрд, эта страна к концу 2004 г. будет обладать крупным парком истребителей в 273 самолета семейства Су-27/Су-30. По мнению экспертов, это может вызвать новую гонку вооружений в регионе, однако, если Россия не предложит китайцам более современные самолеты, ее собственные поставки в Китай могут сократиться.

На прошлой неделе авторитетный британский еженедельник Janes Defence Weekly опубликовал данные о поставке российских истребителей Су-30МК2 и Су-27СК в Китай. По сведениям журнала, полученным из "российских источников", в этом году Россия завершит экспорт машин Су-30МК2 для морской авиации китайского флота - будет поставлено 24 таких самолета. В 2000 - 2003 гг. Россия уже продала Китаю две партии по 38 истребителей этого типа стоимостью $1,5 млрд каждая. Кроме того, в этот период Россия поставила Китаю 28 учебно-боевых машин Су-27УБК в счет погашения госдолга на сумму порядка $1 млрд. А в 1996 г. , пишет Janes Defence Weekly, Китай начал закупку у России 200 комплектов истребителей Су-27СК стоимостью $2,5 млрд для сборки на авиазаводе в Шэньяне. Пока отгружено 95 комплектов. Контракт на поставку еще 105 машин пока не подписан. Всего начиная с 1991 г. , по данным еженедельника, Китай получил из России 50 истребителей типа Су-27 на сумму около $1,7 млрд. С учетом других контрактов к концу 2004 г. у Китая будет 273 истребителя семейства Су27/Су-30.

Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 поступил на вооружение Вооруженных сил СССР в 1985 г. , а в 1989 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение разрешить экспорт этих самолетов в Китай. Многофункциональный истребитель Су-30, управляемый двумя летчиками, создан на базе учебно-боевого варианта Су-27 и помимо воздушного боя может также выполнять задачи по поражению наземных и морских целей высокоточным оружием. Кроме Китая Россия поставляла Су-27 в Эфиопию, Вьетнам и Индонезию, а специальные версии Су-30 поставляются также в Индию и Малайзию. Поставляемые в Китай истребители Су-30 имеют менее совершенное бортовое оборудование, чем индийский вариант машины: они не оснащены двигателем с управляемым вектором тяги и радаром с фазированной антенной решеткой.

Истребители Су-30 и машинокомплекты для сборки в Китае истребителей Су-27 собираются на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) , входящем в корпорацию "Сухой". Получить комментарии в компании, а также в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству и "Рособоронэкспорте" не удалось. Источник в одной из российских военно-промышленных компаний говорит, что опубликованные британским еженедельником цифры "соответствуют действительности".

Таким образом, по оценке замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, в прошлом году весь экспорт самолетов "Сухого" в Китай составил примерно четверть в общем объеме российского оружейного экспорта в $5,56 млрд. Но в этом году он может существенно сократиться. По мнению Макиенко, китайцы могут отказаться от закупки оставшихся 105 машинокомплектов Су-27, поскольку "в этой уже устаревшей комплектации он [им] может быть не нужен". С другой стороны, отмечает эксперт Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, сам факт того, что Китай к концу года будет располагать почти 300 современными истребителями, вызовет новый виток гонки вооружений в регионе. "Это будет использовано американской пропагандой и приведет к ускорению перевооружения Тайваня американским оружием", - полагает эксперт. Сейчас Тайвань располагает примерно 320 современными истребителями F-16, "Мираж-2000" и IDF, и Китай в 2004 г. впервые сравняется с островом по количеству современных самолетов, напоминает Кашин. В этой обстановке, считает он, Пекин приложит дополнительные усилия для покупки в России "летающих радаров" А-50, необходимых для управления крупной группировкой своих самолетов. А для получения превосходства, считает Кашин, Китай может пойти и на дальнейшие закупки машинокомплектов для Су-27 и новых партий Су-30 у России. Источник в одной из авиапромышленных компаний также считает, что китайские закупки машинокомплектов по лицензионному контракту с "Сухим" продолжатся, поэтому ожидать в ближайшие два года резкого сокращения экспортной выручки российского ВПК "преждевременно". Макиенко отмечает, что в случае срыва новых контрактов Россия может увеличить поставки в Китай за счет экспорта современного бортового оборудования и ракет, если российское Минобороны снимет соответствующие ограничения. "Это [отмена ограничений] особенно актуально в связи с планами Франции пролоббировать отмену санкций ЕС на поставку оружия в Китай", - говорит эксперт.