Награда от ФСБ


Выплатить 300 млн руб. за информацию, которая позволит “нейтрализовать” Масхадова и “террориста № 1” Шамиля Басаева, Федеральная служба безопасности (ФСБ) пообещала в сентябре 2004 г. Это произошло через несколько дней после гибели 330 детей и взрослых в бесланской школе № 1, захваченной моджахедами. Ответственность за Беслан взял на себя Басаев.

О гибели Масхадова стало известно 8 марта. Тогда представитель оперативного штаба федеральных сил на Северном Кавказе генерал-майор Илья Шабалкин объявил, что Масхадов убит отрядом Центра спецназначения ФСБ в селении Толстой-Юрт под Грозным. Будет ли вознагражден информатор, сообщивший о месте нахождения Масхадова, Шабалкин сказать затруднился. Это “будут решать другие лица”, пояснил генерал.

А вчера Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ объявил, что $10 млн “за Масхадова” уже выплачены “в полном объеме”, не уточнив, кто и за что получил вознаграждение. Не разглашается, по словам начальника ЦОС ФСБ Сергея Игнатченко, и процедура выплаты денег. “Это может быть денежный перевод на счет в банке или другой законный способ”, – говорит он.

Из заявления ФСБ ясно, что информаторов было несколько, скорее всего это были чеченцы. Как сказано в пресс-релизе ЦОС, ФСБ готова помочь этим гражданам переехать в другой регион России или в одну из мусульманских стран.

Деньги могли достаться агенту ФСБ в Толстой-Юрте, который заметил что-то подозрительное в поведении хозяев дома, где скрывался Масхадов, кому-то из окружения Масхадова или пленных боевиков, согласившихся сотрудничать со следствием, поясняет источник, близкий к ФСБ. По его словам, деньги могут быть взяты из фондов ФСБ, узаконенных секретными статьями федерального бюджета. А для выплаты вознаграждения существуют проверенные или специально созданные фирмы и банки, говорит источник.

Предложение о $10 млн за “сдачу” Басаева остается в силе, подчеркнул Игнатченко. “Теперь Басаев вряд ли сможет чувствовать себя спокойно”, – сказал президент Чечни Алу Алханов “Интерфаксу”.

Советские спецслужбы не практиковали выплату денежных вознаграждений за информацию о врагах советской власти, подлежащих ликвидации. До сих пор не сообщалось и о выплатах за информацию со стороны ФСБ.

Вознаграждение информаторам активно практикуется спецслужбами США. За помощь в поимке лидера “Аль-Каиды” Усамы бен Ладена ФБР обещает $25 млн. Столько же Штаты заплатили за поимку экс-президента Ирака Саддама Хусейна. А в 2003 г. $30 млн получил информатор, сообщивший, где прячутся сыновья Хусейна. “У нас нет единых правил, руководствуясь которыми мы назначаем и выплачиваем награды за поимку преступников, – рассказывает официальный представитель ФБР США. – Всякий раз отдельно оговаривается, кто должен получить деньги, размеры вознаграждения, за что именно”.

Обещание заплатить большие деньги за информацию срабатывает не всегда, говорит старший научный сотрудник израильского International Policy Institute on Counter-terrrorism Или Кармон. По ее словам, если охота идет на “крупную рыбу”, найти в ее окружении информатора очень сложно – “соратники боятся мести”. Израиль, по словам Кармон, к подобным методам не прибегает.

Вовсе не обязательно, что $10 млн за Масхадова вообще были выплачены, замечает редактор сайта “Агентура” Андрей Солдатов. “Спецслужбам просто выгодно заявлять о выплатах, чтобы стимулировать сотрудничество на платной основе”, – говорит эксперт.

$10 млн выброшены на ветер, убежден зампред “Яблока” Сергей Митрохин. По его мнению, лучше было вступить с Масхадовым в переговоры, а не тратить деньги на его пленение или ликвидацию. А председателю бюджетного комитета Госдумы Владиславу Резнику этих денег не жалко. По его словам, российские спецслужбы поступили правильно, выполнив свое обещание.