ТАРИФЫ НА ГАЗ: Время для либерализации


Государственное регулирование тарифов естественных монополий – неотъемлемый инструмент нынешней экономической политики. С его помощью государство заботится о населении и поддерживает конкурентоспособность российской промышленности. Однако в последние годы государственное регулирование стало сводиться к простому принципу: “получил заявку от монопольной организации, снизил цифры для порядка, потом чуть-чуть добавил – и готов регулируемый тариф”.

Монополии не стремятся снижать издержки – все равно их включат в тариф, а промышленность не заинтересована в сбережении первичных энергоресурсов. “Газпром” и правительство спорят об идеологии реформирования, выдвигая радикальные предложения – от разделения газовой монополии на составные части до полной либерализации цен. В итоге мы имеем искаженную структуру энергобаланса, устаревшее нормативное законодательство, полное отсутствие какого-либо поступательного движения в реформировании газовой отрасли и ежегодный торг за тарифы.

Монополистами в нашей стране принято считать “Газпром”, РАО ЕЭС, РЖД. Регулируя эти монополии на федеральном уровне, государство забывает о регулировании других не менее важных монополий, но на региональном уровне. Предприятия нефтяной промышленности, черной и цветной металлургии, химии вносят значительный вклад в раскручивание инфляции. Цены на продукцию этих отраслей отпущены в свободное плавание. Вследствие этого по ценам на бензин и дизтопливо мы вплотную приблизились к США, а цены на металл и трубы приблизились к уровню мировых. Нельзя забывать, что продукция данных отраслей занимает значительную долю в себестоимости добычи и транспортировки газа. При этом действующий закон о конкуренции не позволяет антимонопольным органам эффективно бороться с проявлением монополизма.

Получается, что разные отрасли в своем развитии поставлены в неравное положение. Назрел переход на качественно иной уровень контроля над ценами для всех участников глобального рынка, а не только для инфраструктурных монополий. В перспективе цены на газ должны быть свободными при регулируемых тарифах на его транспорт.

Текущее состояние отрасли не позволяет игнорировать предложение “Газпрома” о необходимости либерализации цен на газ для промышленных потребителей, так как дальнейший застой в реформировании приведет прежде всего к потере Россией стратегических зарубежных рынков и усугубит ситуацию внутри страны.

Другое дело, что реформирование должно происходить поэтапно, параллельно с изменением законодательной базы и выверенными шагами в отношении социального сектора.

В первую очередь надо организовать биржевую торговлю ограниченными объемами газа, отработав механизм торгов. Уже в этом году “Газпром” и независимые производители совместно могут выставить на торги порядка 10 млрд куб. м газа в одинаковой пропорции.

На втором этапе необходимо перейти от регулирования отпускных цен на газ к регулированию тарифа на его транспортировку, сохранив регулируемые цены для населения и бюджетных организаций.

Из общего объема потребления газа в России (около 385 млрд куб. м) примерно 170–180 млрд куб. м могут поставляться промышленным предприятиям по ценам, устанавливаемым на биржевой площадке. При этом половину таких поставок уже сегодня обеспечивают независимые производители газа и нефтяные компании, которые в соответствии с планом на 2005 г. добудут более 80 млрд куб. м газа. А это означает, что уже сегодня можно создать паритетный баланс участников конкурентного рынка и снять аргументы правительства о доминировании ОАО “Газпром” в нерегулируемом секторе газового рынка.

Для того чтобы механизм установления цен был прозрачен и понятен для всех участников рынка, необходимо выполнение нескольких базовых принципов:

биржевая площадка должна быть независимой, исключающей доминирование какого-либо одного участника или группы участников;

введение механизма четких гарантий транспортировки газа, реализуемого на биржевой площадке;

введение для всех участников рынка единого прозрачного тарифа на транспортировку газа по газотранспортной системе;

выделение из общего числа потребителей так называемой группы защищенных потребителей, для которых газ будет поставляться по регулируемым ценам. (Уже сегодня независимые газодобывающие компании поставляют газ по регулируемым государством ценам вместе с “Газпромом”, и они готовы увеличивать объемы таких поставок.)

Поэтапная реализация этих мер позволит сохранить потенциал газовой отрасли, обеспечит инвестиционную привлекательность и, самое главное, создаст условия для разработки новых перспективных месторождений, которые обеспечат энергетическую безопасность России в XXI в.