Франция сказала “нет”


Против ратификации Евроконституции проголосовали 54,87% французских избирателей при явке около 70%. Опрос, проведенный социологической службой Ipsos, показал, что французы голосовали против конституции потому, что считают ее “слишком либеральной в том, что касается экономики” (такой точки зрения придерживались 40% опрошенных) и опасаются дальнейшего расширения ЕС, в том числе вступления в него Турции (против этого выступают 35%). По мнению 39% опрошенных, текст конституции должен быть пересмотрен. Рынки отреагировали на результаты референдума падением курса евро и котировок европейских ценных бумаг.

Президент страны Жак Ширак, выступая по национальному телевидению после публикации первых результатов голосования, заявил: “Франция выразила свою волю демократическим путем [...] Не заблуждайтесь, решение Франции неизбежно создаст сложный контекст для защиты наших интересов в Европе”. Президент также заявил, что непопулярное правительство Жан-Пьера Раффарена в ближайшие дни может быть отправлено в отставку.

Некоторые европейские политики сохраняют оптимизм по поводу судьбы конституции. Премьер-министр председательствующего в ЕС Люксембурга Жан-Клод Юнкер заявил вчера, что итоги референдума – “это еще не последнее слово по поводу евроконституции”. По его словам, пути выхода из возникшего кризиса европейские лидеры обсудят на брюссельском саммите 16–17 июня. При этом он полностью исключает возможность изменения текста конституции. А канцлер ФРГ Герхард Шредер отметил, что результаты референдума стали “неудачей конституционного процесса, но не его концом”. Ширак, Шредер и Юнкер призвали страны союза продолжить процесс ратификации конституции.

Вслед за французами Евроконституцию уже завтра могут отвергнуть голландцы. В отличие от французского, голландский референдум является совещательным, а ратифицировать конституцию предстоит парламенту. Но правительство, формируемое в Нидерландах коалицией парламентского большинства, уже заявило, что выполнит любое решение референдума при условии, что явка на него превысит 30%, а голосование даст четкий и однозначный результат. Между тем, по данным AP, последние социологические опросы показывали, что доля противников конституции в Нидерландах достигает 60%.

Если против конституции выступит не одна, а две страны ЕС, то с ней в ее нынешнем виде будет покончено, считает Ричард Уитман из лондонского Королевского института международных отношений. В этом случае едва ли удастся организовать повторное голосование в странах, отвергнувших конституцию, поясняет он.

Провал конституции политически ослабит ЕС, замедлив его дальнейшее расширение. “Все усложнится – от принятия новых стран в союз до разработки совместной экономической политики”, – говорит Саймон О’Коннор из брюссельской консалтинговой компании Centre. По его мнению, в ближайшие годы ЕС сосредоточится на восстановлении нарушенного единства и в этот период союзу будет трудно проводить единую внешнюю политику.

“Провал Евроконституции не отвечает интересам России”, – уверен председатель международного комитета Госдумы Константин Косачев. В рамках конституции все решения в ЕС должны бы приниматься большинством голосов [членов союза], а не на основе консенсуса, как сейчас, напоминает Косачев. – И тогда отдельные члены союза, такие, как Латвия или Польша, уже не смогут блокировать важные для России решения по конъюнктурным соображениям”. По мнению руководителя центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН Бориса Шмелева провал евроконституции делает туманными перспективы вступления в ЕС Украины, что может способствовать усилению российского влияния на Киев. (Использованы материалы WSJ.)