Суверенитет за НДПИ


Сегодня проект нового договора должен рассмотреть Госсовет Татарстана. “Многие регионы пытались выйти на заключение договора, но Татарстану удалось оказаться лидером”, – замечает вице-президент фонда “ИНДЕМ” Михаил Краснов.

Текст до последнего оставался в тайне даже от татарских парламентариев. Один из членов рабочей группы по его разработке признался “Ведомостям”, что до рассмотрения в Госсовете участники письменно обязались не разглашать информацию о его содержании. На вчерашнем заседании двух профильных комитетов пункты договора председатели воспроизводили на слух, сказали “Ведомостям” в пресс-службе Госсовета.

Новый проект договора “О разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти Республики Татарстан” на трех страницах похудел по сравнению с объемом прежнего (от 1994 г.) с 11 до шести статей. Договор заверен представителями рабочей группы – полпредом Сергеем Кириенко и председателем татарского Госсовета Фаридом Мухаметшиным. Источник, близкий к администрации президента, утверждает, что документ прошел согласование в правовом управлении президента.

Камнем преткновения был вопрос о дифференцированной ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Суть дифференциации в том, что чем больше выработано месторождений, тем ниже налог на добычу. Сейчас в России НДПИ единый.

В июне этого года в интервью “Ведомостям” президент Минтимер Шаймиев упоминал, что дифференциация необходима татарским нефтяникам, которые “работают на грани фола”. В окончательный текст договора указания о налоге не вошло, но отмечается, что федеральное и республиканское правительства “заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими (в результате длительного использования нефтяных месторождений с учетом горногеологических условий добычи углеводородов), культурными и иными особенностями республики”.

Советник Шаймиева Рафаэль Хакимов вчера пояснил “Ведомостям”: “Татарстан совместно с Москвой будет продвигать законопроект по НДПИ. Мы не возражаем, чтобы такие же условия получили и Башкирия, и Удмуртия”.

“Татарстану имеет смысл побороться за решение [дифференцировать НДПИ на своей территории]”, – считает Анна Золотарева из Института экономики переходного периода: закон о разграничении полномочий этого не запрещает. Правда, для реализации этого решения придется сильно править российский Налоговый кодекс, а это сделать непросто.

Не исключено, что на политическом уровне Татарстан уже успел договориться с российским руководством об эксклюзивных налоговых условиях, предполагает Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. По его мнению, центр может разрешить Татарстану установить собственные ставки НДПИ как компенсацию за то, что татарская нефть перестанет экспортироваться через один трубопровод с более высококачественной российской. До сих пор это была скрытая форма дотаций региону, объясняет эксперт.

По договору государственными языками признаются русский и татарский, для кандидата в президенты “владение государственными языками признается обязательным”. По словам Хакимова, специальных экзаменов на знание национального языка вводиться не будет. “Во многом положение о двуязычном президенте в договоре – уступка республике, определяющая ее статусность”, – полагает депутат Госсовета, просивший не упоминать его имени.