Хозяин чужих льгот


Намерение лишить компании льгот Георгий Боос объясняет их “неэффективностью”. Губернатор пояснил “Ведомостям”, что администрация области проанализировала все инвестиционные льготы и выяснила, что кроме значительных бюджетных потерь никакого результата они не дали. Вместо льгот Боос предлагает за счет регионального бюджета субсидировать процентные ставки по кредитам местным предприятиям. В этом случае деньги будут гарантированно работать на экономику региона, считает он. Боос объявил, что первым делом будут отменены льготы для холдинга “Автотор” и двух “дочек” “Газпрома” – компаний “Газфлот” и “Газкомплектимпекс”.

Выводы губернатора подтверждаются и результатами проверки Счетной палаты. Из-за льгот, которые получают местные бизнесмены, в 2004 г. и I квартале 2005 г. казна недосчиталась 32,5 млрд руб., говорится в отчете СП. Правда, о том, как предприятия распорядились этими средствами, в материалах проверки не говорится.

“Все сэкономленные на налогах деньги тут же реинвестировались в строительство”, – уверяет представитель калининградского филиала “Газкомплектимпекса”. Налоговые льготы “Газкомплектимпекса” закреплены областным законом от 2 августа 2000 г. По этому закону компания до 2007 г. освобождается от всех видов налогов, зачисляемых в областной бюджет (налоги на землю, на имущество организаций, на пользователей автодорог), а также от региональной части налога на прибыль. “В соответствии с инвестиционным соглашением мы с нуля построили крупнейший в регионе транспортно-складской комплекс с таможенным терминалом и цифровым узлом связи”, – говорит представитель компании (по его словам, в комплекс вложено $18 млн). При этом с 2004 г. компания пользуется лишь льготой по налогу на имущество, поскольку все остальные преференции запретили федеральные законодатели.

Заявление Бооса удивило и Владимира Фашенко, представителя группы компаний “Автотор”, которая собирает в Калининграде автомобили KIA, BMW, “Шевроле” и “Хаммер”. Калининградская область до 2009 г. освободила группу от уплаты всех налогов в региональный и местный бюджеты. В соглашении “Автотора” с областью предусмотрена и льгота по налогу на прибыль: предприятия группы должны платить только федеральную часть налога, а остальное направлять на развитие производства. За девять лет группа вложила в производство $280 млн и сейчас производит в год свыше 14 600 автомобилей. “Льготы предоставлены законно – чтобы их отменить, придется отменить закон”, – говорит Фашенко.

Возможно, Законодательному собранию действительно придется менять законы об индивидуальных льготах, ведь проект областного бюджета-2006 сверстан с дефицитом, говорит сенатор от Калининграда Олег Ткач. Налоговики уже пытались досрочно прекратить действие налоговых льгот для “Автотора”, но предприятия группы постоянно выигрывают у них в судах. Судьи поддерживают инвесторов, ссылаясь на Конституцию, которая запрещает ухудшать положение налогоплательщика задним числом.