“АвтоВАЗ” не спрашивают


Чиновники признают, что рано или поздно государству все равно придется стать акционером “АвтоВАЗа”. По оценке Роспрома, на разработку новых моделей автомобилей и нового семейства двигателей заводу необходимо не менее $4,3 млрд. Делать такие инвестиции предпочтительно, уже имея акции на руках, замечает начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов.

“АвтоВАЗ” стал госкомпанией 22 декабря прошлого года. Тогда на внеочередном собрании акционеров в совет директоров вошли представители Внешторгбанка, руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин и менеджеры ФГУП “Рособоронэкспорт”. Контроль над “АвтоВАЗом” не стоил государству ни копейки. Ведь, по сути, “АвтоВАЗ” принадлежит сам себе: 64% акций владеют его же “дочки” – AVVA (38%), ЗАО “ЦО АФК” (24%) и ЗАО “ИФК” (2%), а голосует пакетами “дочек” председатель совета директоров “АвтоВАЗа”. После добровольной отставки Владимира Каданникова этот пост занял замгендиректора “Рособоронэкспорта” Владимир Артяков.

“Ведомостям” стало известно, как именно государство может стать акционером “АвтоВАЗа”. “Вместо выкупа акций в них может быть конвертирован долг компании перед федеральным бюджетом”, – рассказал источник, близкий к одному из членов совета директоров “АвтоВАЗа”. Существование такого варианта подтверждает и высокопоставленный чиновник правительства. Он напоминает, что тот же Алешин в своей программе развития отечественного автомобилестроения предлагает “конвертировать задолженность “АвтоВАЗа” в государственные инвестиции”. “Но на деле речь идет о конвертации в акции”, – замечает собеседник “Ведомостей”.

Доработать программу Алешина поручено Минпромэнерго и Минэкономразвития. В распоряжении “Ведомостей” оказались предложения по развитию легкового автомобилестроения, направленные в конце декабря директором департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андреем Клепачем в Минпромэнерго. Одним из них как раз и является конвертация долга “АвтоВАЗа” “в государственное участие в уставном капитале данного предприятия”. Правда, сразу несколько чиновников сообщили “Ведомостям”, что никаких конкретных механизмов такой конвертации пока не рассматривается. “В Минпромэнерго эта идея вообще пока поддержки не нашла”, – уверяет один из собеседников. “Вопрос конвертации может рассматриваться только после представления бизнес-плана развития завода новой командой”, – пояснил “Ведомостям” сам Клепач. В Минфине, курирующем долг, и в “Рособоронэкспорте” от комментариев воздержались.

Задолженность “АвтоВАЗа” перед федеральным бюджетом возникла в первой половине 1990-х. По оценке аналитика ОФГ Елены Сахновой, сейчас она составляет около 5 млрд руб. (порядка $180 млн). Источник, близкий к автоконцерну, называет цифру $200 млн. Долг неоднократно реструктурировался, в последний раз – в мае 2005 г., когда “АвтоВАЗу” простили часть пеней и штрафов.

“Долг налоговый, так что просто превратить его в акции невозможно, – отмечает руководитель департамента налогов и права компании “Бейкер Тилли Русаудит” Эдуард Кучеров. – Но государство может выкупить у “дочек” “АвтоВАЗа” акции завода за деньги, а те вернут эти деньги в бюджет – в счет погашения долга”. Другой вариант – “АвтоВАЗ” может взять кредит в госбанке или у того же “Рособоронэкспорта” под залог акций, принадлежащих “дочкам”. Деньги пойдут на погашение задолженности, а акции отойдут кредитору, замечает Кучеров.

Капитализация “АвтоВАЗа” в РТС в пятницу составляла $1,38 млрд. Сахнова отмечает, что долга “АвтоВАЗа” хватит более чем на 10% его акций. “Государству и этого пакета достаточно, чтобы окончательно оформить контроль над заводом, и покупка контрольного пакета, на которую может быть потрачено более $700 млн, потеряет смысл”, – замечает она. А Вячеслав Смольянинов из “Уралсиба” считает, что для погашения долга “АвтоВАЗ” вполне может выпустить и новые акции. Так государство может получить больший пакет и заодно принести на завод те миллиардные инвестиции, о которых говорил Алешин. “Заодно будет размыта доля миноритариев. Делиться с ними огромными деньгами смысла нет”, – заключает аналитик.