Зеленоглазое “03”


Потенциальных клиентов, готовых платить 1000 руб. за вызов садовника-консультанта, не так уж и мало. Зимних садов с диковинными дорогими растениями в Москве и окрестностях становится все больше, уверяет Галина Романова, флорист из компании “Белая дача Цветы”. Только у “Белой дачи” за 2005 г. количество заказов на озеленение помещений увеличилось вдвое и достигло 100. Причем отдельной услуги по сервисному обслуживанию растений и своей “скорой помощи” в компании нет. “Хотя при необходимости консультанты выезжают к клиентам, если у них возникают проблемы”, – замечает Романова.

В компании Сергея Титова, в которой всего 15 сотрудников, служба “03” для растений работает уже восемь лет. По вызову выезжают, как правило, мужчины – садовники, агрономы, фитопатологи, специалисты, способные быстро поставить диагноз, – рассказал предприниматель. “Работа с цветочками” только со стороны кажется женской: приходится иметь дело с крупными растениями, двигать горшки весом 50 кг и тяжелее. За город, по бездорожью, “зеленая неотложка” выезжает на внедорожнике, а по Москве специалисты передвигаются на общественном транспорте – так быстрее.

До недавнего времени клиент мог узнать об этой услуге, лишь заглянув на сайт “Фитодизайна”. После Нового года Титов решил начать рекламировать “скорую зеленую помощь” по радио. “Я услышал, что в Италии появилась “неотложка для растений”, и это преподносилось как новый сервис, – говорит Титов, – а у нас он существовал, и даже с похожим названием”. К выбору времени запуска рекламы предприниматель отнесся серьезно. “В зимние каникулы многие уезжали, и ухаживать за комнатными растениями было некому, – объясняет предприниматель, – самое время, чтобы предложить подобную услугу”. После рекламных объявлений по радио количество обращений в службу “03” увеличилось. “Если раньше было около 10 вызовов в месяц, то сейчас – 5–6 в день”, – уточняет Титов.

Выпускник биофака Сергей Титов еще в 1991 г. основал студию “Фитодизайн”, вложив в дело около 3000 руб. – все свои личные сбережения. “Арендовали комнатку в павильоне “Цветоводство” на ВДНХ, – вспоминает Титов, – поначалу занимались научными разработками, выращивали и продавали растения, в том числе экзотические вроде ананасов или орхидей”. Позже фирма переключилась на услуги по озеленению помещений и ландшафтному дизайну. Озеленяя офисы и квартиры, Титов брал на себя обязательство в течение гарантийного срока заменить растения, если они погибнут. “Нам было выгодно, чтобы растения жили как можно дольше, так что сначала приходилось брать их на “абонентское обслуживание” бесплатно”, – поясняет Титов.

Владельцы комнатных растений совершают много ошибок. “Нередко за растениями ухаживают дилетанты, домработницы или уборщицы, сильно заливают их, поливают кофе или чаем, считая, что это полезно”, – сетует Сергей Титов. По его словам, в некоторых офисах в горшках тушат окурки, а некоторые сотрудники даже устраиваются спать под крупными растениями вроде пальм. В одном отеле, который озеленяла фирма Титова, не раз приходилось спасать многометровые фикусы (каждый стоит около $1500) после того, как на корпоративной вечеринке сотрудники качались на их ветках и ломали. Правда, истинные любители домашней флоры предпочитают не “скорую помощь”, а “абонентское обслуживание”. Дмитрий Савицкий, гендиректор радиостанции “Серебряный дождь”, постоянный клиент Титова, сначала вверил ему зимний сад в своей московской квартире, в котором сейчас около 50 растений. Потом предложил озеленить и офис “Серебряного дождя”. “С Сергеем [Титовым] мы работаем много лет, и это очень удобно: раз в неделю они приезжают, что-то делают с растениями, даже не знаю что”, – рассказал Савицкий. По его словам, это как раз тот случай, когда можно отдать человеку ключи и забыть о том, что растения могут заболеть, на них может напасть тля и проч. Савицкий говорит, что стоит такое “абонентское обслуживание” недорого. “Я в растениях не разбираюсь, мне нравится ими любоваться”, – признается Савицкий.

Эксперты говорят, что услуга “скорой зеленой помощи” может стать довольно востребованной. “Это действительно актуальная услуга, если, конечно, на “скорой помощи” будут работать опытные специалисты, способные с лету ставить верный диагноз”, – считает Дмитрий Лязгунов, менеджер по контролю качества компании “Русские газоны”. За такой консультацией могли бы обращаться не только хозяева растений, но и садовники, работающие в офисах и загородных домах, – говорит Лязгунов, который сам несколько лет назад возглавлял службу озеленения в банке “Российский кредит”. Хотя, по его мнению, клиенты, оборудующие дорогостоящие зимние сады, заботятся о здоровье растений регулярно и им обычно не нужна “неотложка”. “В Москве есть фантастические зимние сады с пальмами в полный рост: их покупка, перевозка и посадка стоит десятки тысяч долларов, а квадратный метр газона из тропических растений обходится в $400”, – замечает Лязгунов. Но все-таки встречаются люди с достатком, не понимающие, что купить растение – это еще не все, и для таких случаев “зеленая неотложка” может оказаться весьма кстати, уверяют эксперты.

Развитие услуг, которые на первый взгляд кажутся мелкими и даже смешными, – тенденция последних лет. “Во всех отраслях происходит увеличение объема услуг из-за того, что люди не хотят делать какие-то бытовые мелочи сами и стремятся пригласить специалистов, чтобы полить цветы, покормить собаку или, условно, потереть спинку”, – говорит Тигран Арутюнян, консультант по управлению, профессор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при правительстве РФ. По его словам, аудитория “скорой зеленой помощи” – это благополучные, но не очень богатые люди, которые не могут позволить себе личного садовника, но сделают это хотя бы раз, чтобы приобщиться к миру миллионеров.