Терри сулит тернистый путь


“Мы ждем, что Россия станет очень активным председателем Комитета министров и лидером СЕ, будет способствовать прогрессу в таких областях, как соблюдение прав человека и демократия, – сказал “Ведомостям” Терри Дэвис. – В МИД РФ мне представили чрезвычайно насыщенную программу”.

Официальный представитель МИДа Михаил Камынин сказал, что в ходе своего председательства Россия сосредоточится на защите прав человека, формировании европейского правового пространства, а также на борьбе с новыми вызовами – международным терроризмом и организованной преступностью. “Одним из приоритетов мы хотим сделать развитие межконфессионального диалога, чтобы ликвидировать невежество в вопросах религии, которое является питательной почвой для экстремизма”, – отмечает Александр Орлов, постоянный представитель РФ при Совете Европы. Кроме того, Россия надеется внести коррективы в деятельность самого СЕ. По уставу СЕ, рассказывает Константин Косачев, председатель комитета Госдумы по международным делам, совет создавался для экономического и социального развития государств-членов различными средствами, в том числе обеспечивая соблюдение прав человека. “То, что СЕ порой занимается только правами человека, на наш взгляд, не соответствует заявленным им же уставным целям, – говорит Косачев. – Наше председательство во многом будет нацелено на то, чтобы восстанавливать утраченный баланс”.

Однако генеральный секретарь СЕ Терри Дэвис предсказывает, что в ходе своего председательства Россия может столкнуться с определенными трудностями. “Какие-то страны могут усомниться в том, что Россия уделяет достаточно внимания целому ряду проблем, – говорит он. – Например, в России до сих пор не отменена смертная казнь, хотя Россия обещала сделать это, когда вступала в СЕ 10 лет назад”.

Директор Центра сравнительных политических исследований Борис Шмелев считает, что главной проблемой российского председательства станет кризис доверия к нашей стране. “Мы должны будем принимать какие-то решения, связанные с выполнением тех или иных решений СЕ, и нам всегда могут сказать, что сами мы далеко не все их выполняем, – поясняет он. – Россия говорит, что европейские ценности она разделяет, и от нее требуют, чтобы она этим ценностям соответствовала. А мы не спешим их реализовывать в своей практической деятельности”. Впрочем, по мнению аналитика, Россия не всегда может соответствовать европейскому стандарту по объективным причинам. “В условиях России чрезвычайно трудно отменить, например, смертную казнь, – говорит Шмелев. – У нас все еще совершаются такие страшные преступления, которых в Европе уже нет. И население требует жестокого наказания преступников. В этом случае мы наблюдаем разрыв между общественными настроениями в стране и европейскими нормами”.