Квашнин хочет перенести ВСТО


Правительственное постановление о строительстве ВСТО было подписано в декабре 2004 г. Однако против проекта выступили экологи. Они указывают, что в сейсмоопасной зоне на участке Тайшет – Сковородино труба будет проходить в 800 м от озера Байкал, что создает серьезную опасность аварии и утечки нефти. Впрочем, со второй попытки в марте “Транснефть” получила положительное заключение экологической экспертизы на свой проект. А Верховный суд отклонил иск экологов, пытавшихся опротестовать решение правительства о строительстве ВСТО.

Недавно “Транснефть” приступила к поиску первых $2 млрд, необходимых для начала строительства трубы. А на прошлой неделе монополия объявила о том, что Китай готов предоставить ей $400 млн для строительства ответвления в эту страну.

Но теперь к числу противников проекта присоединился полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Семнадцатого марта он написал Владимиру Путину письмо (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”) с критикой проекта “Транснефти”. “Нефтепровод на всем протяжении проходит по территории, являющейся малоперспективной и бесперспективной для поисков нефти, и требует строительства дополнительных трубопроводов от мест нефтедобычи”, – пишет Квашнин. Это увеличивает “потребность в инвестициях” и “срок окупаемости проекта”. Опасается Квашнин и возможного загрязнения Байкала в случае аварий: “В случае природных катаклизмов <...> возможно попадание больших масс нефти в озеро [Байкал] и разрушение этой экосистемы”. Поэтому полпред предлагает рассмотреть альтернативный вариант – много севернее Байкала через Якутию.

Президент Центра экологической политики Алексей Яблоков инициативу Квашнина полностью поддерживает: “С точки зрения экологической безопасности [нынешний] проект неприемлем”. Но представитель Минприроды указывает, что предложение Квашнина пришло с опозданием, ведь ТЭО маршрута нефтепровода уже утверждены. “Если инициатива Квашнина вдруг найдет понимание, сроки строительства и ввода трубопровода в эксплуатацию перенесутся как минимум на 1,5–2 года”, – отмечает он. А вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев указывает, что перенос трассы увеличит длину трубы почти на 900 км и сделает проект нерентабельным. “Но безопаснее трубопровод не станет, – говорит Григорьев. – Проходить он будет в ненаселенной зоне, где оперативно среагировать на возможную аварию просто некому”.

Но, похоже, опасаться “Транснефти” нечего. Источник в администрации президента указывает, что предыдущие решения правительства относительно ВСТО не подвергнутся пересмотру.