Высокий старт


Каталог русского Sotheby’s-2006 состоит из трех полноценной толщины томов. Начальник отдела русской живописи Соня Беккерман явно довольна его содержанием и охотно рассказывает не только о картинах с максимальной стартовой ценой, но и о произведениях высоких художественных достоинств, что не всегда совпадает.

Полотно “Туалет Венеры” Константина Маковского с золотоволосой, гологрудой, бело-розовой, как свежая пастила, богиней, купидонами и павлином (эстимейт

$750 000 – 1,1 млн) – не шедевр, но на прошлом аукционе панно того же автора, написанное в том же стиле, было продано в упорной борьбе за $2,1 млн. Так что, можно предположить, любитель на него найдется.

Борис Кустодиев, так же высоко ценящийся на торгах художник, представлен качественным, но довольно скучным парадным портретом несимпатичной великой княгини Марии Павловны старшей (эстимейт $700 000 – 1 млн) и серией очень симпатичных порнографических рисунков (ценой в 20 раз меньше). Судьбу этих лотов не предугадаешь, все же не за парадные портреты и не за шалости этого художника любят.

Неожиданно высокая стартовая цена – $800 000 – 1,2 млн – у “Портрета мужчины в красном галстуке” Роберта Фалька. Эта ранняя работа очень хороша, но за картины художника еще никогда даже близких денег не давали.

Тот же эстимейт у нарядного автопортрета Владимира Баранова-Россине, написанного в умеренной (так, что видно, каким автор был красавчиком) кубистической манере. На предыдущих русских торгах Sotheby’s “Натюрморт со стулом” этого же художника не только поставил ценовой рекорд ($1 184 000), но и стал сенсацией – в больших мастерах Баранов-Россине доселе не числился.

Безусловно, самое выдающееся художественное произведение аукциона – “Нищие” Павла Филонова и Алисы Порет. Картина – часть большого заказа, который Филонов и его ученики по Академии художеств сделали для Дома печати в 1927 г. Атрибуция, конечно, тут сложная – Филонов работал над заказом вместе с учениками, активно поправлял и дописывал сделанное ими. Однако “Нищие” – музейного уровня вещь, и место ей в музее. Но никакой наш государственный музей не будет бороться за приобретение картины, предварительно оцененной в $1–1,2 млн. У государства, в отличие от отдельных его граждан, на картины денег нет. Зато практически весь Филонов у государства есть – хранится в Русском музее.

Разумеется, кроме топовых лотов, на аукционе, который начнется 26 апреля, будет много интересного и по разным ценам, вплоть до демократических – $2000–3000. Как всегда, припасено несколько марин Айвазовского, будет хорошая подборка Петра Кончаловского, прекрасная “Молитва” Бориса Анисфельда. Весь третий том каталога занимает прикладное искусство, в том числе высоко ценимые сервизы Императорского фарфорового завода. В рамках торгов пройдет также благотворительный аукцион современного русского искусства, устроенный московской галереей “Стелла”.

Но основное внимание будет, конечно, отдано картинам-миллионерам. Русские торги больших аукционных домов – что Олимпиада. Только говорится, что главное – участие, а все ждут рекордов. Потому что эти не прогнозированные еще пару лет назад рекорды говорят не только о цене русского искусства, но и о небывалом росте благосостояния некоторых русских людей – основных участников русских торгов Sotheby’s.