Радикальные бриллианты


Второй год подряд галерея Владимира Овчаренко устраивает фестиваль “Оранжевое лето”. Революция уже не актуальна, а группа Р. Э. П.

(Революционное экспериментальное пространство), сколоченная молодыми украинскими художниками прямо на майдане Незалежности, активно существует.

На самих себе “рэповцы” убедились, что политика и искусство уживаются с трудом. После победы оппозиции министерство культуры отказало “художественным оформителям” оранжевой революции в участии в Венецианской биеннале. Публичные акции, “мусорные” инсталляции и императивные граффити радикалов с точки зрения чиновников не годились для представления страны. В Венецию отправился самородок-коллекционер Николай Бабак с выставкой “Дети твои, Украина”. А “дети Майдана” из

Р. Э. П. выставляются в киевском Центре современного искусства и московских галереях. Зато ребята остепенились и стали делать буквально полновесное искусство.

Выставка в “Риджине” – это серия керамических объектов под условным названием “Бриллианты”. Большие (до полуметра в диаметре) разноцветные камни выполнены в фирменной технике художницы. Основа – строительная пена, поверхность – вмонтированные в цемент куски кухонного кафеля. Скульптор по образованию, Кадырова в свободное от акций время делает объекты из плитки. На прошлой выставке в “Риджине” художников из Р. Э. П. запомнился ее сантехник – скульптура задумчивого работяги с чемоданчиком. Сейчас перед галереей стоит сделанный из кафеля гигантский дорожный знак “кирпич”, смятый будто бы после аварии.

Цветная плитка увлекает Кадырову своей доморощенной гламурностью и выраженной социальной принадлежностью. Она глянцевито блестит и наивно-оптимистична по цвету, но доступна и декорирует санузлы не в самых изысканных квартирах. Бытовые образы вроде смятой сигаретной пачки и школьного глобуса в кафельном исполнении обретают простецкую красоту, а атрибуты элиты вроде “брюликов” демократизируются, стараясь соответствовать народным представлениям о прекрасном – увеличиваются в размерах, тяжелеют, грубеют в расцветке.

Образец для неопоп-арта Кадыровой – творчество мастера интеллектуального кича, певца пошлости и провокатора Джеффа Кунса. Одна из его знаменитых работ – огромный стеклянный бриллиант. Но Кунс никогда не видел советской ванной и нашей садово-парковой скульптуры, чью эстетику бережно сохраняет керамика Кадыровой.