Арт-пампасы


Чтобы воспринимать современное искусство, зритель сегодня должен стать немного туристом. Современное искусство всегда пытается вырваться из традиционного «белого куба» музея или галереи – стерильного экспозиционного пространства с аккуратно поставленным светом, чопорными смотрительницами и табличками «Руками не трогать». При этом, выбравшись на волю, оно не робко таится по кустам, а дерзко захватывает новые территории, заявляя о своих правах в полный голос. И ценитель contemporary art вынужден принимать агрессивные правила игры, волочиться на край света за новыми эстетическими впечатлениями, сталкиваться с артефактами посреди заброшенных цехов с ржавыми станками, в буйных зарослях садов и парков, прямо на городских площадях, внутри исторических руин – в общем, везде. Вплоть до чистого поля или подобия оного.

ARTПоле – так кокетливо назвали в прошлом году свою выставку современной ландшафтной скульптуры ее устроители из столичной «Айдан галереи». Объекты актуальных художников в самом деле красовались на бескрайнем лугу, но только луг находился пообок элитного Рублевского шоссе, а все мероприятие проходило под страхующей «крышей» Администрации Президента РФ. А на этот раз (снова при поддержке Администрации) фестиваль вообще переселяется в урбанистические пространства: «полем» объявлен газон перед зеленоградским заводом «Микрон» – одним из старейших в стране в сфере освоения новых технологий. И у выставки появляется жестко сформулированная тема – Technology.

Так что, с одной стороны, авторы, присылавшие проекты на конкурс, ощущали себя расслабленными курортниками, которым позволено отправиться в отпускные поля, а с другой – первопроходцами, от которых требуется задор научно-технических революционеров.

Но подлинных открытий выставка не обещает. Даже наоборот – на фоне все еще действующего форпоста советской электронной промышленности работы художников, несмотря на весь гламурно-хайтековский лоск (необходимое эстетическое условие фестиваля, обзаведшегося серьезными спонсорами), кажутся результатом комичной деятельности кустарей-одиночек. Участники выставки откровенно потешаются над сверхсовременными средствами усовершенствования мироздания, впадая в лирический агностицизм. Хитроумные технические приспособления, будто личинки, вызревают в прозрачных коконах у Владимира Иванчука (проект «Эмбрионы»). Гигантские кнопки компьютерной клавиатуры застыли посреди травы, подобно мегалитическим столбам у Надежды Демкиной (проект «Стонхендж»). Камни, собравшиеся в весомый комок, зависли под наивно-хрупким деревянным перекрытием у австрийца Норберта Брюннера (проект «Шар»). А эмблемой выставки стала «Эолова арфа» Владимира Наседкина – лаконичная стальная конструкция, с виду сверхсовременная, всего лишь повторяет своими очертаниями древний музыкальный инструмент и непредсказуемо начинает издавать звуки при порывах ветра. Стихии могущественнее всяких электроник и технологий – вероятно, именно это попытаются доказать в Зеленограде шестнадцать художников, впавших в хорошо оплачиваемое «опрощенчество».

Однако не верьте софистическим теоремам этих ироничных циников! Даже выбираясь на природу, активист современного искусства остается верен себе и продолжает проверять на прочность здравый смысл, обывательский нрав и каноническое чувство прекрасного. Например, тандем Александра Виноградова и Владимира Дубосарского для своего бенефиса под названием «Легкость бытия» выбрал загородный курорт «Пирогово» – территорию бывшего пансионата «Клязьминское водохранилище», где еще недавно Дубосарский «комиссарил» почивший фестиваль «АРТКлязьма». Здесь, в огромном бункере-эллинге (то есть яхтохранилище), спроектированном одним из лучших московских архитекторов Евгением Ассом, дуэт размещает пять десятков своих новых картин. Стилистика прежняя: ироничный китч, исполненный в духе советских худкомбинатов, что старательно обеспечивали своей продукцией дома культуры, клубы и провинциальные музеи. Тематику можно заранее представить из разделов выставки: «Девушки и оружие», «Космос и мы», «Спорт и танцы» и т. д. –банальность, доведенная до последней степени абсурдизма, тоже фирменный прием Виноградова – Дубосарского. Новое в этом проекте –масштаб и пафос. Авторы замахнулись на создание в свежеотстроенном элитном поселке на живописных берегах Клязьмы подобие искусственного элизиума типа ВДНХ – отсюда и деление экспозиции на микропавильоны. Художники-диагносты играют в социальную покладистость и нарочитое желание понравиться. Но при этом зажали в руке кисть, чтобы скрыть готовящуюся пощечину обрыдшему общественному вкусу.

Так что не верьте современному искусству с его агитками в пользу прогресса и художественной простоты. И, отправляясь в качестве арт-туриста за город, запаситесь не только средством от комаров, но и изрядной долей скепсиса. Клин клином, знаете ли!

ARTПоле, 10 сентября – 10 октября, завод «Микрон», г. Зеленоград, тел. 251 37 34

Александр Виноградов – Владимир Дубосарский, «Легкость бытия», 18–30 сентября, курорт «Пирогово», тел. 8 916 112 71 80