Слиться с массами


Петербургский фонд культуры и искусства “Институт Про Арте” при поддержке Фонда Форда в шестой раз проводит ежегодный фестиваль “Современное искусство в традиционном музее”. Возможность проехаться по всему Питеру, зараз посетить с десяток неведомых музеев, одновременно посмотреть на старорежимные пронафталиненные экспозиции и на вступающие с ними в осознанный диалог экзерсисы авторов, держащих руку на эстетическом пульсе времени, да все это еще и задарма, – гарант успеха автобусных путешествий, организуемых в первые дни фестиваля. Однако все равно берет оторопь от вида переполненных автобусов, от числа экскурсантов, бродящих по музейным залам, что давно уже не помнят никого, кроме старушек-смотрительниц.

Хитом параллельной программы нынешнего фестиваля, включающей в себя концерты, видеопоказы и мастер-классы участников, стало выступление сразу на нескольких площадках “Хора жалобщиков Петербурга” под руководством музыканта Александра Маноцкова. Это проект финских художников Теллерво Каллейнен и Оливера Кохта-Каллейнена, которые собрали реальные жалобы петербуржцев, как прежде уже просили поделиться своими претензиями обитателей Бирмингема, Хельсинки и Вильгельмсбурга. На основе реальных прозаических ламентаций российское ТПО “Композитор” написало смешную песню-страдание, которую исполнила специально подготовленная команда разновозрастных волонтеров. Горожане с необычайным энтузиазмом откликнулись на этот проект, щедро поставляя для него и эпистолярное сырье, и хористов-статистов, радостно распевавших: “Зачем ты, Петр, строитель чудотворный, // построил город нам в климате тлетворном?” Без взаимодействия с местными широкими массами остроумная затея финнов провалилась бы, но массы не подкачали.

Привыкли к фестивалю и сами музеи. Например, Музей печати участвовал еще в первом фестивале 2000 г. А на сей раз в нем развернута самая странная экспозиция программы – голландский куратор Эрик Хагоорт демонстрирует сальные газетные комиксы про утку Факко и канарейку Сакко, нидерландских родственников Масяни, в качестве не просто образчиков современного искусства, но вообще как проявление “голландской культуры вялости” (так называется выставка).

Шесть лет назад отметился на фестивале и Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Его необычное пространство – он находится в помещении университетской церкви, где регулярно проводятся службы, – не дает покоя художникам. В этом году молодой медиахудожник и студент-философ Антон Кальгаев представляет здесь проект “Свет знания”. Он выстроил в затемненном зале подобие алтаря из портретов знаменитых выпускников заведения, составленных из различных компьютерных символов. Сие должно обозначать связь эпох и миросозерцаний, религии и сциентизма, старого и нового.

Этой связью старого и нового озабочен и сам питерский фестиваль. И связь эту ему удалось нащупать, а затем упрочить до такой степени, что сам он из новаторской акции постепенно становится традицией, частью культурной жизни города-заповедника, который еще недавно не знал, что делать со своими многочисленными музеями.