КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Заверните


Могли ли 11 лет назад Захар Смушкин и Борис Зингаревич, купившие на приватизационных торгах 20% акций Котласского ЦБК примерно за $5000, предполагать, что их бизнес будет оценен в $1,3 млрд? Думаю, что, как и любой предприниматель, вряд ли. Между тем именно в $1,3 млрд оценила крупнейшая в мире лесоиндустриальная корпорация International Paper лесопромышленный холдинг “Илим Палп”, созданный Смушкиным и Зингаревичем. В следующем году половина этого бизнеса отойдет американцам, а два удачливых предпринимателя получат примерно $650 млн.

Смушкин и Зингаревич являются редким примером российских бизнесменов, работающих “по специальности”. Они знакомы еще со времен учебы в Ленинградском институте целлюлозно-бумажной промышленности. Зингаревич по окончании вуза пошел работать механиком на Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, а Смушкин окончил аспирантуру и устроился в отраслевой НИИ. Как пишет Forbes, во время перестройки Зингаревич открыл кооператив по производству обоев. Пути будущих партнеров вновь пересеклись в 1990 г. Они трудились в СП, поставлявшем оборудование гидролизным заводам. В то время предприятия сидели без денег и расплачивались с поставщиками своей продукцией. Тогда-то партнеры и поняли, как выгодно быть трейдерами. В 1992 г. они учредили компанию “Илим Палп” и начали поставлять на экспорт продукцию российских ЦБК. Но в те годы быть трейдером и не владеть заводами означало скорую смерть бизнеса. Так Смушкин и Зингаревич стали лесопромышленниками. В 1995–1997 гг. они приобрели контрольные пакеты акций Котласского ЦБК и Братского ЛПК.

К появлению в своей компании сторонних акционеров Смушкин и Зингаревич были готовы еще шесть лет назад. Но инвесторы пришли, откуда не ждали. Активы у предпринимателей попытались отобрать Олег Дерипаска и хозяин Банкирского дома “Санкт-Петербург” Владимир Коган. К чести хозяев “Илим Палпа”, им первым в России удалось устоять под натиском Дерипаски, до этого с легкостью побеждавшего любых оппонентов. Судя по всему, решающую роль сыграл тот факт, что к тому времени власть наводнили питерские земляки лесных бизнесменов. К примеру, нынешний первый вице-премьер Дмитрий Медведев в начале 1990-х трудился в “Илим Палпе”. Но непростое прошлое дает о себе знать. Едва структурировав компанию, Смушкин и Зингаревич поспешили продать ее International Paper. Много или мало они получат за свою долю? На первый взгляд мало. Ведь еще недавно “Илим Палп” оценивал себя в $1,5–2 млрд. Но с International Paper жить будет все же спокойнее. К тому же партнеры намерены инвестировать $1,2 млрд в модернизацию предприятий компании. Так что через несколько лет она будет стоить не в пример дороже. Тогда Смушкин и Зингаревич смогут наверстать упущенное.