Реальная политика


Перед выборами 11 марта самарские единороссы развесили по области плакаты, в которых обещали повысить зарплату до 25 000 руб. Профсоюз “Единство” собирается инициировать 1 августа забастовку в нескольких цехах предприятия, а требование забастовщиков будет состоять в повышении зарплаты – как говорит лидер “Единства” Петр Золотарев, до тех самых 25 000 руб., исходя из предвыборной агитации “Единой России”.

И президент “АвтоВАЗа” Владимир Артяков, и член совета директоров завода, лидер АСМ Николай Карагин – активные члены этой партии, объясняет он: “Мы считаем, что они должны подкреплять свои обещания реальными делами”.

Золотарев оценивает вероятность забастовки как 50 на 50. Тольяттинское УВД задержало двоих активистов “Единства” – Антона Вичкунина в пятницу, а Александра Афанасьева вчера. Оба, по данным Золотарева, помещены в следственный изолятор.

Николай Карагин заявил “Ведомостям”, что не входит в “Единую Россию” и что требования о повышении зарплаты до 25 000 руб. содержались не в призывах профсоюза “Единство”, а в обращении 150–200 сотрудников завода к руководству “АвтоВАЗа”. Речи о забастовке не шло, уверяет он, эти действия спровоцированы “силами, желающими заработать себе политический капитал”.

Карагин не исключил, что цифра 25 000 руб. “срисована” с предвыборных плакатов “Единой России”. Такая цифра действительно фигурировала в утвержденном на декабрьском съезде “Единой России” проекте “Достойный труд”, но речь шла о средней зарплате и только через три года, объяснял в марте председатель комитета Госдумы по труду Андрей Исаев, куратор проекта.

Представитель “АвтоВАЗа” Иван Скрыльник тоже считает политической спекуляцией привязку требования о повышении зарплаты до 25 000 руб. к предвыборным плакатам “Единой России”. “АвтоВАЗ” тесно работает с собственным заводским профсоюзом, – говорит Скрыльник, – зарплата постоянно повышается: с 1 июля – на 4,6%, а в целом с начала года – на 9,8% и сейчас составляет 12 500 руб., что выше, чем на многих автозаводах”.

14 февраля этого года рабочие “Форда” во Всеволожске на сутки остановили конвейер, “Форд” за этот день недополучил около $4 млн, и менеджмент согласился повысить зарплаты на 14–20%. По данным профсоюза, до забастовки рабочие “Форда” получали 15 500–19 000 руб., после – 20 000–23 000 руб.

По данным самих компаний, на “Ижавто” средняя зарплата – более 10 000 руб., на “ГАЗе” – 14 000 руб., на “Камазе” – 12 000 руб.

На мартовских выборах процесс агитации был отдан на откуп региональным отделениям, поэтому, хотя речь шла о зарплате в 2010 г., это доводилось до людей неправильно и многие восприняли это как повышение в ближайшее время, сожалеет депутат Госдумы от Тольятти, единоросс Анатолий Иванов. В цехах сейчас выставляют разные требования, знает он: кто-то про 25 000 руб., а многие говорят о повышении зарплаты в два, в три раза.

Российское законодательство не содержит требования к партиям или кандидатам “говорить правду”, сообщает Анна Протинтова, исполнительный директор Московского бюро политической юриспруденции, да и понятие “публичная оферта” к агитации неприменимо – в данном случае действует избирательное законодательство.

В партии уже проведена работа над ошибками, успокаивает Иванов: в октябре на предвыборном съезде все лозунги и обещания будут реальными и правильно объясненными.

В российской политической культуре за язык политика не поймаешь, да и стимула ловить нет, а потому избиратель забывает на следующий день после выборов, констатирует политолог Дмитрий Орешкин. Забастовки в Тольятти могут стать таким стимулом – несмотря на то что сложно привлечь политика за заведомо трудновыполнимые обещания. В странах с развитой правовой культурой за невыполнимые обещания политикам грозит уголовное преследование, а у нас не может женщина подать в суд на Владимира Жириновского, обещающего ей накануне каждых выборов отдельного мужчину, заключает он.

(В подготовке материала приняли участие Елена Руднева, Серафима Смирнова.)