Четвертинка «АвтоВАЗа»

«АвтоВАЗ» хочет по итогам 2008 г. удержать 25% рынка. Задача архисложная – для этого надо увеличить производство и не повышать цены

Как стало известно «Ведомостям», 7 ноября совет директоров «АвтоВАЗа» рассмотрел проект бюджета завода на 2008 г. В нем записано, что предприятие произведет и продаст 780 000 автомобилей, рассказал источник, близкий к совету директоров компании. Из них 680 000 машин предполагается реализовать на внутреннем рынке. Прописанные в проекте бюджета финансовые показатели собеседник «Ведомостей» раскрывать не стал. Он лишь отметил, что именно такой объем производства позволит выйти на необходимый уровень рентабельности. Впрочем, собеседник «Ведомостей» отметил, что окончательный план продаж совет директоров утвердит в начале декабря. Намерение произвести и продать в следующем году 780 000 машин подтвердил один из руководителей сбытового подразделения «АвтоВАЗа». Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался, отметив, что бюджет еще не утвержден.

План производства на этот год сначала был не многим скромнее – 776 000. Но в первом полугодии «АвтоВАЗ» пережил жестокий кризис продаж. В конце I квартала на складах дилеров и на «АвтоВАЗе» скопилось 117 000 автомобилей, а за первое полугодие завод продал на внутреннем рынке всего 285 000 (на 23% меньше, чем годом раньше). Летом план пришлось сократить до 720 000 автомобилей, но в августе завод вдруг продал более 70 000 автомобилей, а за девять месяцев почти вышел на прошлогодний уровень – 472 000. Помогли этому удачный старт продаж Priora и новые комплектации Kalina, напоминает гендиректор компании «Гермес-Лада» Александр Чулков, а также дефицит некоторых бюджетных иномарок. В итоге на заводе были введены дополнительные субботние смены и план скорректировали. Сколько выпустит «АвтоВАЗ», представитель завода не сказал, озвучив лишь план продаж на внутреннем рынке: в этом году завод сможет перекрыть прошлогодний показатель на 5,6%, продав 660 000 автомобилей.

При грамотной маркетинговой политике «АвтоВАЗ» сможет продать 780 000, верит аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак. Но аналитик «Уралсиба» Кирилл Чуйко его оптимизма не разделяет. Рубль по отношению к доллару дорожает, а значит, вырастут издержки «АвтоВАЗа». «Чтобы продать 780 000 машин, предприятию придется не повышать цены и в следующем году, – говорит эксперт. – Но держать их на одном уровне два года подряд почти невозможно». Прогноз Чуйко на 2008 г. – не более 740 000.

Но за новыми иномарками «АвтоВАЗу» все равно не угнаться, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Он подсчитал, что в этом году иномарок будет продано 1,6 млн, т. е. на 60% больше, чем в прошлом. А в 2008 г. россияне приобретут 1,8–2 млн автомобилей зарубежного производства, прогнозирует Пак. Всего же объем рынка составит 2,7 млн машин. Темпы роста рынка могут замедляться, но «АвтоВАЗ» расти так быстро все равно не сможет, поэтому его доля будет падать. По оценке Пака, за девять месяцев «АвтоВАЗ» продал 28% всех автомобилей в России. Если план предприятия на 2008 г. сбудется, то его доля сократится до 25%. Именно эту планку в качестве ключевой называл два месяца назад в интервью «Ведомостям» президент группы «АвтоВАЗ» Борис Алешин.