Сбыт без права передачи

«АвтоВАЗ», «Шереметьево», башкирские НПЗ, «Северсталь», UC Rusal и еще 23 компании не успели разделить энергоактивы, и теперь ФАС хочет к весне сделать это принудительно
Глава ФАС Игорь Артемьев разведет сбыт и передачу электроэнергии/ Е. Стецко

С 2006 г. в России запрещено совмещать два бизнеса, связанных с электроэнергией. Первый – передача энергии и диспетчеризация. Второй – производство энергии и ее купля-продажа. Исключение сделано для изолированных регионов и промпредприятий, которым можно иметь и сети, и собственные электростанции. Но только если сами заводы потребляют больше 75% своей энергии и передают другим потребителям не больше того объема, что потребляют.

Если норма не выполняется, от «лишних» активов нужно избавляться. Следить за этим поручили Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Вчера она опубликовала итоги своей работы за последний год.

В списке нарушителей 31 предприятие (см. таблицу). Все они должны подвергнуться принудительной реорганизации до мая 2008 г., а некоторые – уже в декабре, сообщило ведомство. «Лишний» актив можно продать, а можно выделить в новую компанию с теми же акционерами. Но с 1 июля она не может быть аффилирована с прежним владельцем. Таковы требования закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период...».

Ни одна из опрошенных компаний ущерб от такого разделения оценивать не стала. Не известен и полный список их энергоактивов. Большинство владеют сетями и одновременно занимаются сбытом энергии, перепродавая ее субабонентам, лишь уточняет руководитель профильного управления ФАС Александр Пироженко.

У «АвтоВАЗа», к примеру, сетями и сбытом занимается 100%-ная «дочка» – «Электросеть», говорит представитель завода Наталья Сидорук. В 2006 г. ее выручка составила 1,08 млрд руб., прибыль – 30 млн руб. (данные «СПАРК-Интерфакс»). Перепродает энергию и Братский алюминиевый завод (БрАЗ) UC Rusal, у которого неплохое сетевое хозяйство. В 2004 г. он купил несколько километров ЛЭП, сети связывают завод с одной из гидростанций «Иркутскэнерго».

Доходы БрАЗа от энерготрейдинга не раскрываются. Но именно от него завод и решил избавиться: его субабоненты уже предупреждены, что с 1 января им следует заключать договоры напрямую с «Иркутскэнерго», говорит представитель UC Rusal. От чего откажется «Электросеть», Сидорук не говорит. Но обещает, что предписание ФАС будет выполнено в срок.

Оспорить предписание ФАС всегда можно в суде, напоминает Кирилл Чоракаев из юрфирмы «Частное право». Но вот много покупателей на «лишние» энергоактивы они вряд ли найдут, особенно на сбытовой бизнес, отмечает Семен Бирг из «Финама».