Кому 15 млрд руб.

Список аэропортовых особых экономических зон закрыт. Господдержку получат лишь красноярский и ульяновский аэропорты. На их развитие государство выделит около 15 млрд руб.
М.Стулов

Межведомственная конкурсная комиссия по отбору заявок на создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ) из 17 претендентов выбрала три территории. Решено, что будет развиваться аэропорт «Емельяново» в Красноярске, аэропорт «Ульяновск-Восточный» в Ульяновске и морской порт «Советская Гавань» в Хабаровском крае, рассказал «Ведомостям» замруководителя РосОЭЗ Кирилл Янков.

Аэропорт «Ульяновск-Восточный» сейчас славен только длинной (5,1 км) и широкой (100 м) взлетной полосой, которая была построена в советское время для приема космических челноков. После того как государство даст 7 млрд руб. до 2020 г. на развитие инфраструктуры – подъездных железнодорожных и автомобильных путей и проч., за дело возьмутся частные инвесторы, которые вложат 13,7 млрд руб., говорит исполнительный директор компании «Финансовый аудит и организационный консалтинг» (консультант аэропорта) Моисей Фурщик. В частности, предполагается построить завод по производству сверхлегких реактивных самолетов Eclipse 500 (5,1 млрд руб.), складской терминал (4,4 млрд руб.) и цех по ремонту и обслуживанию самолетов (3,2 млрд руб.). Интересуются участием в этих проектах авиакомпания «Волга-Днепр», «Авиастар» и европейская ETIRC Aviation, говорит Фурщик.

Пока скромный аэропорт «Емельяново» в Красноярске должен превратиться в международный грузовой хаб. Руководитель департамента администрации Красноярского края Сергей Верещагин говорит, что для реализации этой идеи потребуется 25 млрд руб. 30% суммы составят вложения государства, остальное – частных инвесторов.

Небольшой тихоокеанский порт «Советская Гавань» намерен за 12 лет превратиться в международный профильный портовый и судоремонтный центр. Это обойдется в 105,5 млрд руб., из которых 9 млрд руб. предоставит государство. Фурщик (его компания консультирует и этот проект) говорит, что в порту будет построен не только железорудный, но и судоремонтный, нефтеналивной и два контейнерных терминала. Железорудный терминал будет строить компания Aricom.

Следующий конкурс по портовым зонам будет объявлен осенью, говорит Янков. Участники, не прошедшие отбор на этом конкурсе, могут повторить попытку. Однако победить смогут немногие. Вопрос с аэропортовыми зонами, скорее всего, больше рассматриваться не будет, прогнозирует Янков. Чиновники, скорее всего, будут отбирать заявки на создание особых зон в морских портах, говорит чиновник. «Претендентов будет не более 10, – полагает Янков. – Из них победителями окажутся два-три».