Народный брокер

На рынке интернет-трейдинга сменился лидер. Им стал Сбербанк. Через него на бирже, по информации банка, торгуют 160 000 клиентов. Раньше банк не разглашал эти данные
М.Стулов

Но выяснилось, что у Сбербанка уже самая большая база клиентов: примерно 160 000 человек на начало года, из них 10 000 – активны (не менее одной операции в течение месяца), рассказал корпоративному журналу Сбербанка директор казначейства Андрей Голиков. Эти показатели позволяют госбанку стать лидером по числу зарегистрированных клиентов, перегнав «ВТБ 24» (134 522), и ворваться в тройку по числу активных счетов – по данным фондовой биржи ММВБ (см. таблицу), в декабре 2007 г. больше клиентов было лишь у «Финама» (12 023) и «Брокеркредитсервиса» (11 913).

Сбербанк

крупнейший банк России. Активы – 4,8 трлн руб. (на 1 апреля, РСБУ). Капитал – 733,1 млрд руб. (на 1 мая). Чистая прибыль – 45,6 млрд руб. (январь – апрель, данные банка). Капитализация – 1,86 трлн руб.

В феврале зампред правления Сбербанка Белла Златкис рассказывала «Ведомостям», что банк отрабатывает пилотный проект по интернет-трейдингу: «После его завершения и подведения итогов будет принято решение о запуске в эксплуатацию. Думаю, через год-полтора лучшие клиенты получат услугу».

Впрочем, по объемам брокерских операций на ФБ ММВБ Сбербанк замыкает вторую десятку, признает Голиков, не называя оборотов. ММВБ публикует только топ-10, в декабре 2007 г. 10-е место занимал «Церих» со 106 млрд руб.

Раньше Сбербанк не раскрывал ни количества клиентов по интернет-трейдингу, ни оборотов, не было их и в ежемесячных рэнкингах ММВБ. «Мы публикуем результаты только тех клиентов, которые дали на это согласие», – поясняет представитель ФБ ММВБ.

Получить комментарии в Сбербанке не удалось.

«...Большая часть наших клиентов ориентирована не на спекулятивные операции, а на средне- и долгосрочные инвестиции», – рассказывает в интервью Голиков. По его словам, в последние четыре года число клиентов ежемесячно увеличивается на 3000 человек.

Особенно высоким приток был во время IPO «Роснефти» – за месяц количество клиентов выросло почти на 8000, замечает Голиков. Другое народное IPO – ВТБ – год назад стало катализатором роста клиентской базы «ВТБ 24» – за май 2007 г. она увеличилась на 118 000 человек.

После IPO «Роснефти» около года ушло на доработку программного обеспечения, говорит Голиков, и теперь клиенты Сбербанка торгуют через разработанную EGAR торговую систему, на которую потрачено $200 000–300 000.

С мая новая услуга предложена активным клиентам, а через пару месяцев станет доступна и остальным. Пока банк обеспечивает доступ только на ММВБ, но в перспективе предложит и торговлю на срочном рынке РТС. Подключиться к услуге можно более чем в 500 отделениях госбанка по всей стране. Со временем Сбербанк будет обслуживать 20–25% биржевых игроков, которые будут делать 5–7% оборотов, строит планы Голиков.

Прирост клиентской базы Сбербанка идентичен «ВТБ 24», констатирует первый заместитель гендиректора «Финама» Игорь Степанян: «На нее повлияли народные IPO – в офисы госбанков устремилась куча желающих купить акции при огромной рекламной поддержке». 10 000 клиентов – достойная цифра, но эффективность базы низка – всего 6%, подсчитал он, приводя в пример «Финам» с его 32%. Вряд ли Сбербанк сможет занять лидирующее положение на рынке интернет-трейдинга, если будет продавать услуги в своих обычных отделениях, считает Степанян: «В очереди на уплату жилищно-коммунальных услуг нельзя создать комфортные условия». Для неопытных инвесторов, которые в основном составляют клиентскую базу Сбербанка, больше подходят паевые фонды, считает гендиректор «Ренессанс онлайн» Максим Малетин.