Возвращение автолавок

Городские власти разрешили производителям молока и хлеба торговать с машин. Но не все участники рынка стремятся развивать собственную розницу
Е.Кузьмина

Правительство Петербурга хочет возродить торговлю хлебом и молоком с автомобилей. Вчера оно приняло изменения в распоряжение губернатора № 53 от 1997 г. Его старая редакция требовала, чтоб объекты мелкорозничной торговли были стационарными, их владельцы платили городу аренду, а их макеты согласовывались с чиновниками. Теперь эти ограничения отменены для производителей хлеба и молока.

Хлеб и фасованные молочные продукты могут продаваться со специальных автомобилей, места для которых производители могут выбирать сами и согласовывать со Смольным, говорит зампредседателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Николай Архипов. Это решение поддержит производителей, обеспечив им выход к покупателям, а петербуржцы смогут покупать продукты без торговых наценок, рассуждает он.

Гендиректор «Каравая» Николай Тютюнников не уверен, что продукция будет стоить дешевле, чем в обычной рознице. Нужно понять, сколько будут стоить торговые автомобили и в каком количестве они понадобятся, объясняет он. Председатели советов директоров «Вимм-билль-данн» Давид Якобашвили и КБК «Черемушки» Сергей Щедрин говорят, что успех проекта будет зависеть от проходимости мест, которые выделит администрация.

Тютюнникову нравится идея торговать с машин. «При такой схеме мы получим быстрые деньги. Дело в том, что сети задерживают платежи иногда до двух месяцев», – рассуждает он.

По оценке Якобашвили, затраты на приобретение машин и наем продавцов могут быть сопоставимы с платой за вход в сети и место на полке.

«Юнимилк» не будет торговать молоком с машин. Ее представитель Павел Исаев отмечает, что в августе компания запускает в Петербурге современный завод по переработке молока. «Он построен специально для поставки молочной продукции в современные форматы торговли, всю логистику мы отдали на аутсорсинг. В такой ситуации не хотелось бы, чтобы нас обязали купить 40 «Газелей» и нанять 80 продавцов», – говорит он.

Теоретически автолавки могут найти свою аудиторию, отмечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Но она будет небольшой – в основном пенсионеры, у которых много свободного времени. К тому же торговля с машин больше подвержена сезонности.

Автолавки могут стать частичной альтернативой ларькам и небольшим магазинам, полагает председатель ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. В последние годы в Петербурге снесено более 35 000 точек мелкорозничной торговли, большая часть которых были продовольственными, напомнил он.