Лучшими оказались искалеченные мутантки

Спектакль Эдиты Браун «Luvos vol.2» попал на «Рампу Москвы» случайно, но очень оживил фестиваль современного танца
В. Луповской

В этом году фестиваль, открывшийся в седьмой раз, шел на сцене Театра им. Пушкина неделю и выглядел представительно с точки зрения географии – в нем участвовали компании из стран, не последних в развитии современного танца.

Однако Украину представляли неофиты с броским именем Black O!range Dance Company, хотя Киев живет сейчас обсуждением новой труппы Раду Поклитару. Из Словении позвали утомивший на предыдущей «Рампе» Fico Balet. Одну из двух венгерских компаний – знаменитый в советское время Печский балетный театр, вероятно, нашли в каком-то баре: их спектакль «Я не сдаюсь» заточен для эстрады. Не имеет отношения к современному танцу и третьеразрядный Туринский балет. Потребление тройной порции их продукции (под названием «Трилогия» показали спектакли на музыку от Генделя до Майкла Наймана) отбивает желание искать все источники хореографии Маттео Леваджи – он копировал даже не бездонного Иржи Килиана, а его подражателей.

На фоне этих несформулированных мыслей, невысказанных желаний, неоформленных идей одиноко торчал спектакль австриячки Эдиты Браун «Luvos vol.2». Он попал на «Рампу Москвы» в последнюю минуту по чистой случайности – им заменили сорвавшихся аргентинцев. И, вероятно, если бы успели разглядеть, на фестиваль, который патронируют правительство Москвы и департамент культуры Москвы, не допустили.

В нем пять девиц, одетых лишь в незаметные невооруженным глазом стринги, избывают страдания искореженного генными мутациями мира. Это заставляет их в течение часа, ни на мгновение не поворачиваясь к залу лицом, работать попами, спинами и изредка конечностями. Они складываются в причудливые фигуры, вытягиваются в странных ломаных линиях, изгибаются в немыслимых зигзагах. Публика минут через 20 начинает посмеиваться, через полчаса истерически хохочет, а ближе к финалу утекает из зала. Однако этой постановке не откажешь ни в профессионализме, ни в оригинальности формы, ни в последовательности воплощения идей.

Для «Рампы Москвы» подобные спектакли уникальны. Фестиваль сохраняет международный статус, проводится в туристический сезон и раскошеливается на аренду академических театров. Однако без внятной программы и гарантированного профессионального уровня участников выглядит так же нелепо, как в современном театре сама рампа – вещь практически бесполезная и вышедшая из употребления.