Неразменный баррель

К 2010 г. баррель нефти вряд ли будет стоить больше $100, а в 2020 г. – $200. Такой прогноз на экономическом форуме в Петербурге дали главы крупнейших нефтяных компаний мира

Часть опрошенных допускает, что в 2010 г. нефть может стоить больше $200 за баррель, поделился модератор энергетической конференции гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко. Но консенсус-прогноз оказался консервативнее: $70–100 за баррель в 2010 г. и $100–200 за баррель в 2020 г.

Может подешеветь. 138

долларов стоил баррель нефти WTI в пятницу

120

долларов – таков базовый прогноз Goldman Sachs на 2010–2011 гг.

150

долларов – таков альтернативный прогноз Goldman Sachs на 2010 г. Он предусматривает, что в 2009 г. баррель дорожает до $200, а в 2011 г. дешевеет до $75

Какими будут цены на нефть и объемы добычи к 2020 г. – с таким вопросом организаторы экономического форума в Петербурге обратились к главам крупнейших нефтегазовых компаний – «Газпрома», BP, «Лукойла», Royal Dutch Shell, Chevron, ExxonMobil, ConocoPhillips и Total. В «фокус-группу» также попали председатель Кембриджской ассоциации исследований энергетического рынка (CERA) Даниел Ергин, глава нефтесервисной компании Schlumberger Эндрю Гулд и президент нефтехимической корпорации Dow Chemical Эндрю Ливерис. Принять участие в опросе должен был и президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, но он на форуме так и не появился (представитель «Роснефти» отказался комментировать эту тему).

При этом серьезного роста объемов мировой добычи, по мнению нефтяников, ждать не стоит: в 2020 г. она будет составлять 80–100 млн баррелей в день (сейчас 86 млн). Доля нефти и газа в мировом топливно-энергетическом балансе к этому времени по-прежнему будет превышать 50%, ее сокращения за счет альтернативных источников энергии респонденты ожидают не раньше 2025–2030 гг.

Высокие цены на нефть не вина нефтяных компаний – они все делают правильно, ведь танкеры не простаивают в ожидании нефти, оправдывался главный исполнительный директор Shell Йерун ван дер Вир. Причина, по его мнению, в ограниченном доступе к ресурсам: сейчас для разведки и добычи закрыто 80% континентального шельфа США.

«Для потребителей углеводородов ситуация развивается драматично», – убеждал собравшихся предправления «Газпрома» Алексей Миллер. Мировая экономика требует больше энергии, спрос на нефть и газ сохраняется, несмотря на рост цен, борьба за доступ к ресурсам становится все острее, а энергобезопасность обсуждается в рамках военно-политических союзов, перечислял он. «Газпром» никак не может назвать Европу своим союзником: монополии трудно прокладывать путь на европейские рынки, жаловался Миллер. «Складывается впечатление, что некоторые европейские функционеры не могут решить, что страшнее – реальный энергоголод или вымышленная российская угроза», – заключил он.

Присутствовавшим иностранцам тоже нравится в России не все. Гендиректор BP Тони Хейворд напомнил о необходимости уважать права собственности и верховенство закона. России нужны четкие правила игры, определяющие обязательства со стороны правительства и инвесторов, а также улучшение работы судебной системы, согласился с коллегой главный исполнительный директор ExxonMobil Рекс Тиллерсон.