Кто спасет GM

Правительство США готово поддержать на плаву автопроизводителей после того, как сенат отказался дать им кредиты на $14 млрд

Экономика ослаблена и не вынесет такого удара, как беспорядочное банкротство автопромышленности», – заявила в пятницу пресс-секретарь Белого дома Дана Перино. Она пообещала, что администрация постарается предотвратить крах автопроизводителей, возможно, за счет средств из программы помощи финансовым институтам (TARP) на $700 млрд. Минфин пообещал компаниям помочь дожить до январской сессии переизбранного конгресса, который и «определит долгосрочные планы выживания отрасли».

В четверг сенат отверг одобренный палатой представителей законопроект о выделении $10 млрд General Motors и $4 млрд – Chrysler. Республиканцы, в частности, требовали снизить зарплаты в этих компаниях до уровня японских конкурентов (Toyota Motor и Nissan Motor), выпускающих автомобили в США, уже в 2009 г. Демократы предлагали более длительный период. Сейчас у GM затраты на рабочую силу составляют $69, на $9 больше, чем у Toyota. Доля пенсионных выплат в стоимости каждого автомобиля доходит до $2000.

Правительство может дать меньше $14 млрд и выделение денег GM более вероятно, чем Chrysler, которой владеет фонд прямых инвестиций Cerberus, сообщает источник, знакомый с планами Белого дома. Гендиректор GM Рик Вагонер заявил в конгрессе, что компании нужно минимум $4 млрд до конца декабря. В пятницу она сообщила, что остановит на весь январь 20 заводов в Северной Америке (30% сборочных мощностей в регионе) и выпустит в I квартале на 250 000 машин меньше, чем годом ранее (885 000).