Без взлета и посадки


Бюджетное финансирование аэродромов гражданской авиации в 2009 г. по сравнению с планом сократилось почти на треть, до 22,9 млрд руб. вместо 31,3 млрд, говорится в докладе Росавиации. Да и в 2008 г. реальная цифра финансирования была выше – 25,9 млрд руб. Результат: не завершена реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Самары, Южно-Сахалинска, Калининграда, Махачкалы, Магадана, а установка светосигнального оборудования – в Минеральных Водах, Сыктывкаре. Затягивается реконструкция «Шереметьево», «Внуково», «Домодедово».

Расходы будут урезаны и в 2010 г. В бюджете заложено 24,3 млрд руб., на 64% ниже обсуждавшихся плановых показателей (правда, к уровню 2009 г. будет 6%-ный рост), следует из доклада. Больше всего предусмотрено на аэродром Сочи – 7 млрд руб. (из-за Олимпиады-2014) и Владивостока – 3,6 млрд руб. (там в 2012 г. пройдет саммит стран АТЭС). Московские аэродромы получат 4,9 млрд руб. (больше всех – «Внуково»: около 3 млрд руб.), а 13 аэродромов Дальнего Востока и Забайкалья – всего 2,3 млрд руб.

А ведь состояние аэродромов требует ежегодного финансирования в 65–70 млрд руб., считают в Росавиации. Если ситуация не изменится, «то нам придется сокращать пропускную способность аэропортов», опасается замруководителя Росавиации Константин Махов (цитата по «Интерфаксу»). Из 329 аэродромов 62% имеют ВПП с искусственным покрытием, остальные – с грунтовым. Практически все искусственные «взлетки» построены более 20 лет назад, половина нуждается в срочной реконструкции, отмечается в докладе. 18% грунтовых «взлеток» требуют капитального ремонта. Лишь 65% аэродромов оснащены светосигнальным оборудованием.

Если аэродромы не поддерживать, есть риск снижения уровня безопасности, отказа от региональной авиации, предупреждает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Непригодные аэродромы будут закрывать, уверен первый заместитель гендиректора «Внуково» Виталий Ванцев: тогда стоит забыть о повышении мобильности россиян. В стране проживает 142 млн человек, а российские авиакомпании в 2008 г. перевезли 49,8 млн. В США при населении в 304 млн человек пассажиропоток превысил 741 млн человек.

Представитель Минтранса от комментариев отказался, а чиновник министерства объяснил происходящее общим сокращением расходов бюджета.