В главных ролях: Они не спонсоры

Если зайдете на сайт какого-либо западного университета, то легко найдете раздел: «друзья и партнеры». Именно «друзья и партнеры», а не спонсоры. И это, как я понял недавно, принципиально.

Московская высшая школа социальных и экономических наук

негосударственный вуз, первые факультеты которого были созданы в 1994 г. В зависимости от программ выпускники получают российский диплом и диплом Манчестерского университета.

У нас, как у любого негосударственного вуза, не торгующего дипломами, конечно же, есть спонсоры. Пока, увы, в основном они представители Запада. При малейшей возможности мы стараемся сказать нашим добровольным помощникам слова благодарности. Не, подбирая по российской традиции слова, мы чаще всего называем их спонсорами. И вот после какой-то конференций ко мне подошла представительница одного из фондов и раздраженно сказала: «Ну сколько можно вам повторять: не спонсоры мы, а доноры!», затем махнула рукой и удалилась. Я был удивлен, так как ровным счетом ничего не понял.

Придя домой, я полез в словари и… многое, как мне кажется, понял. Большой юридический словарь говорил, что «спонсор» финансирует какую-либо деятельность не с целью получения материальной выгоды или прибыли для себя, но в обмен на рекламу. Понятие же благотворительность – и вовсе шло через запятую с попечительством, что выглядит несколько унизительно, как минимум, для получающего блага, берущего. Именно это обстоятельство ставит обе взаимодействующие стороны в неудобное положение. Именно по этой причине среднестатистический российский обыватель с презрением относится и к спонсору, и к получателю гранта.

Если вспомнить школьную программу, донором называют химический элемент. Этот элемент, обладая избыточным отрицательным зарядом, вступает во взаимодействие с другим элементом – акцептором или реципиентом, у которого этих самых электронов не хватает. В результате получается третье вещество, обладающее свойствами, отличающимися и от первого, и от второго.

Процесс донорства – это встреча двух элит: финансовой и интеллектуальной, в результате которой возникают социальные сети, которые определяют приоритетные направления развития культуры, науки и образования. Этот процесс делает более понятными слова, которыми начинается программа конференции «Ведомостей»: «Культура – это важнейший фактор социально-экономического развития, влияющий на все составляющие жизни общества». К сожалению, эта простая мысль еще не осмыслена значительной частью участников начавшегося уже переговорного процесса.