Оптимистичные потребители

Петербуржцы тратят больше, чем получают, хотя за год зарплаты практически не выросли

С января 2009 г. средняя начисленная зарплата выросла на 7,6% до 24 478 руб., а реальная – лишь на 0,3%, подсчитал Петростат. В декабре расходы петербуржцев впервые за несколько лет сравнялись с доходами, однако в январе горожане снова потратили больше, чем заработали, разница составила 18,8% (см. таблицу). Реальные денежные доходы по сравнению с январем 2009 г. выросли в 1,8 раза, но к декабрю 2010 г. составили лишь 55%.

В январе люди уезжали в отпуск и совершали покупки за счет декабрьских зарплат, объясняет Александр Ходачек, директор филиала ГУ-ВШЭ в Петербурге. Покупатели активно приобретают одежду с максимальными сезонными скидками, которые достигают 50–60%, поэтому объем продаж в январе на 20% выше, чем в декабре, полагает Денис Рыженко, директор «Бонстрит фэшн ритейл Санкт-Петербург». В январе 2009 г. из-за резкого роста курса доллара возник ажиотажный спрос на товары длительного пользования – люди избавлялись от рублей, вспоминает региональный директор по Северо-Западу «М.видео» Андрей Солоненко. В его компании в январе 2010 г. продажи снизились на 5–7% по сравнению с январем 2009 г. По словам Ходачека, люди стали экономнее и приобретают лишь необходимое.

По данным Петростата, на покупку товаров и услуг в декабре и январе пришлось 60,8% и 94,8% расходов соответственно, а на сбережения – 16,7% и 4,4%. Объем вкладов физлиц в петербургских банках в декабре по сравнению с ноябрем вырос на 6,8% до 533,7 млрд руб., а по итогам января составил 533,6 млрд руб. К декабрю большинство банков снизило ставки по вкладам, поэтому в январе приток депозитов физлиц был незначительным, говорит начальник аналитического отдела инвестбанка «КИТ финанс» Мария Кальварская. По данным Банка России, пока население не готово тратиться на покупку жилья или автомобиля, свободные средства размещаются на депозитах, считает Ходачек. Потребители скорее готовы копить средства, чем взять крупный кредит, согласна Кальварская. Доля товаров, продающихся в кредит с середины прошлого года, выросла с 6–7% до 11–12%, отмечает Солоненко, до кризиса она достигала 14–16%.

В IV квартале доля кредитных автомобилей вышла на докризисный уровень в 70%, но продажи по сравнению с 2008 г. упали в 2 раза, рассказывает Михаил Шевельков, директор по продажам «Аларм-моторс» (дилер Ford). За год цена Ford Focus выросла на 8–10%, оценивает он.