Вектор


Завод, еще завод

Постепенное сокращение рыночной доли Nokia и других долгожителей рынка мобильных телефонов объясняется ничем иным, как увеличением сегмента серых трубок, выпущенных в Китае и других странах с дешевой рабочей силой. Такое мнение высказал на днях исполнительный вице-президент Nokia Эско Ахо (его процитировало агентство Reuters). Топ-менеджер сослался на данные Gartner, согласно которым no-name бренды заняли в III квартале 2010 г. вдвое большую долю рынка, чем годом ранее (в эти периоды на категорию «другие» пришлось 33 и 16,1% соответственно). Доли Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson в мировых поставках действительно сокращаются, но не только за счет роста no-name производителей. Растут доли американской Apple с ее iPhone, канадской Research in Motion (производитель Blackberry), тайваньской HTC. В III квартале на эти компании приходилось еще немного – всего 7,7% рынка на троих (для сравнения: у одной Nokia – 28,2%). Но зато их доли растут. И, похоже, этот рост – прямая проекция растущего интереса покупателей к смартфонам и коммуникаторам, за которыми, несомненно, будущее. По идее, это должно бы волновать Nokia и ее коллег по цеху гораздо сильнее, чем очередной всплеск спроса на дешевые серые трубки.

Председатель Банка России Сергей Игнатьев заявил, что долю столичного правительства в Банке Москвы лучше продавать на конкурсе, чем напрямую заранее известному покупателю. Таким образом, глава ЦБ поддержал позицию Альфа-банка, накануне выразившего готовность поучаствовать в открытом конкурсе по продаже 46,48% акций Банка Москвы. «Основными принципами приватизации являются равенство покупателей и открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления», – указывалось в официальных письмах, направленных «Альфой» мэру Москвы Сергею Собянину, руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву и Игнатьеву.

Скромный объем российского бизнеса не мешает китайской Geely строить амбициозные планы в России. В прошлом году, когда российские продажи подавляющего большинства автопроизводителей начали восстанавливаться, Geely реализовала лишь 1944 автомобиля (в четыре раза меньше, чем в 2009 г.). Но уже в 2011 г. компания надеется продать 10 000–15 000 машин, заявил в интервью Slon.ru гендиректор Geely International Corporation Чжан Лин. Компания явно рассчитывает на большее: она собирается построить здесь собственное производство, причем даже в том случае, если государство не будет помогать ей, уверяет он. Ведь Geely нужно снижать издержки, объясняет Лин.

За последние полгода планы по расширению своих мощностей появились практически у всех работающих в России автопроизводителей, а Mazda, не поверившая в российский рынок пять лет назад, теперь подумывает о сборке своих машин на Дальнем Востоке. Но, похоже, заявления о новых мощностях стали таким же правилом хорошего тона для автопроизводителей, каким пару лет назад были обязательные разговоры о тотальном сокращении издержек. Это неплохой повод громко заявить о себе и заставить напрячься конкурентов. И при этом обещать еще не значит жениться.

Откуда угроза

Погрешность свободы

То, что интернет-пользователи, и прежде всего пользователи социальных сетей, в России узнают новости раньше любых новостных сайтов и уж тем более раньше телезрителей, само по себе уже давно не новость. Вот и вчера первыми узнали о теракте в «Домодедово» пользователи Twitter, потом читатели LifeNews и только после этого о гибели людей в терминале рассказали центральные телеканалы. На «драматический разрыв» между телевидением и интернетом и на отсутствие свободы слова на каналах, на их «убогую ленту» посетовал в конце прошлого года даже президент России Дмитрий Медведев – глава той самой власти, которая, по идее, эту «свободу слова» и ограничивает. Госканалы, очевидно, возьмут под козырек и подтянутся, но интернет уже не догонят. И вопрос даже не в оперативности – им, центральным каналам, эти интернет-пользователи уже не верят. В предвыборный год такое недоверие и нескончаемый поток критики «рупору власти» особенно неудобен. Но опасен ли? В Twitter, по данным «Яндекса» на октябрь прошлого года, было зарегистрировано около 500 000 русскоязычных аккаунтов. На фоне почти 50 млн человек, которые, по оценке TNS, смотрят телевизор каждый день, это статистическая погрешность.

Набил цену

Сложно оценить серьезность намерений Альфа-банка и истинные его мотивы. Но одной цели он уже достиг – набил цену на актив, о котором по-быстрому, опередив других банкиров, договорился с Собяниным глава ВТБ Андрей Костин. Теперь покупка, в какой бы форме она ни проходила, скорее всего, обойдется ВТБ дороже. Впрочем, хоть Игнатьев и высказался за конкурс, но активных действий от ЦБ вряд ли следует ожидать. Вчера Игнатьев напомнил, что Банк России в сделках о покупке-продаже банков дает только свое разрешение – «либо да, либо нет».