Сажают, но реже


Количество досудебных арестов подозреваемых в экономических преступлениях сократилось почти на треть, объявил президент Дмитрий Медведев на вчерашнем совещании по вопросам судебной системы. Жалоб на необоснованное заключение под стражу по-прежнему много, добавил президент. «Часто подозреваемых в преступлениях, не являющихся общеуголовными, тем не менее подвергают аресту, и это входит в противоречие не только с новым законодательством [о моратории на аресты], но и с общепризнанными тенденциями развития правовых государств», – констатировал Медведев.

Но Медведев считает, что норма все-таки заработала. Как отметил он в интервью «Ведомостям», в 26 регионах ни разу не было применено заключение под стражу в отношении бизнесмена.

Мораторий на аресты бизнесменов часто игнорируют, а делать выводы о работе закона еще рано, говорит президент «Опоры России» Сергей Борисов: «Нужно накопить опыт, возможно, получить дополнительные комментарии Арбитражного, Верховного, Конституционного судов – возможно, тогда появится и больше прецедентов». Хотя в рядах предпринимателей сегодня есть некий скепсис относительно того, что норма будет по-настоящему эффективной, отмечает он. «Пока складывается впечатление, что эта норма будет игнорироваться, так же как 169-я статья УК РФ, предусматривающая наказание за воспрепятствование предпринимательской деятельности», – резюмирует Борисов.

К проблемам работы судебной системы президент обращается уже второй раз за последние несколько дней. На встрече с членами Общественной палаты на прошлой неделе речь шла о том, что доверие к судебной системе в обществе чрезвычайно низко. Медведев пообещал продумать «корректные» механизмы, позволяющие контролировать ситуацию внутри судебной корпорации, не способной к «самоочищению». Источник в администрации президента рассказал, что обсуждается возможность упрощения оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей.

Суды часто упрекают в коррупции, но это типичный «перевод стрелок», говорит президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. «По нашим данным, судебная власть среди всех прочих занимает последнее место по степени коррумпированности, – констатирует Сатаров. – На первом, с огромным отрывом, власть исполнительная. Она же стремится контролировать и судебные решения». Усиление механизмов контроля за судьями со стороны исполнительной власти не сделает суды более справедливыми, только более зависимыми от другой ветви власти, уверен эксперт.