Главный по полетам

Из-за конфликта «Аэрофлота» и «Трансаэро» Росавиация может лишиться права выдавать допуски на международные рейсы

Вопрос о передаче функций по выдаче допусков Минтрансу обсуждался еще в июле 2010 г., когда у «Трансаэро» был конфликт с «Аэрофлотом» из-за рейсов в Ларнаку (Кипр), напоминает чиновник ФАС. Тогда Росавиация сначала выдала, а потом отозвала разрешение у «Трансаэро». Доказывать правоту перевозчику пришлось через суд. В начале 2011 г. гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев попросил правительство забрать эти функции у Росавиации, но решения не было, знает собеседник. Очередная проблема с чартерами снова заставила чиновников вспомнить об этом предложении. 24 октября Росавиация без разрешения назначенного перевозчика – «Аэрофлота» – одобрила заявку «Трансаэро» на новогодние полеты в Милан, Рим и Венецию. После жалобы «Аэрофлота» Росавиация поправила приказ на сайте, известив об этом «Трансаэро» лишь 11 ноября. Тем временем авиакомпания (через свою «дочку» «Трансаэро-турс») уже продала сотни авиабилетов. На это Росавиация заявила, что вообще не выдавала допуска: его нужно было ждать по почте, а не искать на сайте. В итоге обе компании просили Минтранс поменять порядок выдачи допусков. Теперь представители «Трансаэро» и «Аэрофлота» говорят, что решением довольны. Первый советует также включить в комиссию представителя ФАС.

Минтранс «считает целесообразным» забрать у Росавиации функции по выдаче авиакомпаниям допусков на международные рейсы и передать их специальной комиссии, говорится на сайте министерства. В состав этой комиссии должны войти представители Минтранса, Минэкономразвития, Минспорттуризма, Росавиации, Ространснадзора и Ростуризма, сказано в сообщении. Предложения в правительство министерство обещает направить в I квартале. Подробностей его представитель не сообщил.

Росавиация рассматривает заявки на все международные рейсы, руководствуясь приказом Минтранса, где содержится норма о согласовании рейсов с назначенными перевозчиками, отмечает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Но не все нормы этого документа однозначны и зачастую противоречат межправительственным соглашениям, которыми закреплены назначенные перевозчики и их права, отмечает юрист. Так что нужно модернизировать авиационное законодательство, советует он. Минтранс уже заявлял, что будет включать в такие соглашения как минимум двух перевозчиков (на одно направление) со стороны России. А приказ поменяют до лета, знает чиновник, курирующий транспортную отрасль.

Привлечение представителей разных ведомств к выдаче допусков дает надежду на более взвешенные решения, говорит Трапаидзе. С этим согласен председатель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин: к примеру, представитель Ростуризма поможет провести анализ реальных потребностей в чартерах, отмечает он. Представители Росавиации, ФАС, правительства от комментариев отказались.