Точка зрения: Минусы для магазинов


Высокие ставки аренды на главных торговых улицах приводят к постоянной ротации арендаторов. За этот год на Тверской, например, сменилось около 14 арендаторов. На месте магазина джинсовой одежды Levi's открылся «Связной банк», место магазина одежды «Подиум» занял Сбербанк, обувного магазина Ecco – салон сотовой связи «Мегафон», магазин одежды InCity сменил банк «Русский стандарт» и т.д.

Стрит-ритейл в Москве – это футбольное поле с четкими границами и большим количеством игроков, бегающих за одним мячом. Почти все помещения уличной торговли достались Москве в наследство от прошлых лет. А это значит, что возможности внести реальные изменения в их планировки у новых операторов почти нет. Остается адаптироваться – за немалые деньги. Ибо собственники помещений стрит-ритейла нацелены на получение максимально возможного дохода от арендаторов.

На рынке сейчас, как правило, предлагаются большие площади, часто неправильной формы, на нескольких уровнях с разной высотой потолков. Из-за подобного «конструктива» стрит-ритейла международные торговые операторы для открытия первых магазинов в Москве обычно выбирают профессиональные торговые центры. В них арендопригодные площади полностью отвечают требованиям правильной выкладки товара и размещения торгового оборудования. Получается, что «российская модель» выхода на новый рынок противоречит классической схеме, когда ритейлер открывает флагманский магазин на одной из главных торговых улиц страны, в которой планирует развитие.

Особняком в ряду торговых коридоров стоит Тверская. На нее (с флагманскими магазинами) хотят попасть все операторы, впервые выходящие на российский рынок. Спрос на знаковые места на главной торговой улице Москвы растет и стимулирует рост ставок аренды. Сейчас 1 кв. м на Тверской в среднем варьируется от $2500 до $8500 в год. Арендатору, который стремится открыть здесь флагманский магазин, остается либо вписать его в имеющиеся в наличии планировки, либо вступить в ценовую войну за ликвидные помещения и перебрать бюджет на аренду. Либо уйти с Тверской, как это сделал известный бренд InCity, который был вынужден оставить помещение в доме №17, фиксируя убытки.

На удобные для торговли помещения Москвы уже давно сформирован устойчивый спрос. Жаль, что круг их узок. Это магазинчики в шаговой доступности от метро, на оживленных перекрестках центральных улиц с хорошей транспортной и пешеходной доступностью и видимостью витрин. Расположены они на Ленинском и Кутузовском проспектах, улицах Петровка, Большая Дмитровка, Мясницкая и др. Компании, ориентированные на массового потребителя, рассматривают помещения вблизи станций метро на окраинах, где проживает их целевая аудитория. Все больше операторов ищут возможности открытия магазинов в густонаселенных спальных районах Москвы, удаленных от центра, но обеспечивающих поток клиентов с хорошей покупательской способностью. А, к примеру, «Спортмастер» давно уже рассматривает не только центр Москвы, но стремится к освоению Подмосковья и региональных городов России.

Стремление в центр столицы демонстрируют продуктовые операторы, которые специально для ЦАО придумали мини-форматы. «Перекресток» создал «Перекресток экспресс» и открыл на Садовом кольце несколько магазинчиков на первых этажах с антресолями и на минус первых уровнях. Магазин «Магнолия» арендовал помещение с минус первым уровнем на Тверской-Ямской улице.

Высокая ротация приводит к разношерстности стрит-ритейла: в Москве почти невозможно найти торгового коридора с похожим составом арендаторов. Исключения составляют исторически сложившиеся люксовые направления, такие как Театральный проезд, Столешников переулок и ресторанный коридор в Камергерском переулке.

На Тверской основными игроками стрит-ритейла являются предприятия общественного питания, сферы услуг и банки. Это связано не только с высокими ставками, но и с административными запретами: на определенных отрезках улицы теперь нельзя парковаться – и магазины потеряли покупателей-автомобилистов.

На других центральных улицах операторы не могут четко спрогнозировать клиентские потоки и выделить целевую аудиторию. К примеру, магазин дорогой одежды теоретически может открыться на Маросейке, улице с большой проходимостью: более 3000 человек в час. Но ритейлер не может быть уверенным в том, что в этом потоке есть его покупатели.