Деньги: Функции банков и государства

Стоит отдельно отметить участие банка в развитии транспортных связей с инновационным центром «Сколково» – крупнейший контракт по строительству и реконструкции транспортной инфраструктуры столицы. В строительстве объектов морской и речной инфраструктуры, в том числе создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок в Сочи. Банк принимал активное финансовое участие в строительстве транспортных объектов для проведения саммита АТЭС во Владивостоке. Но подчеркну еще раз, что при финансировании работ банк выполнял как раз указанную выше функцию кредитования кассовых разрывов и предоставлял гарантии, а конечным источником средств для строительства все равно являлись деньги государственных заказчиков. И это абсолютно нормально и соответствует мировому опыту.

Транскредитбанк

Универсальный банк.. Акционеры – ОАО «ВТБ» (99,6%). Финансовые показатели («Интерфакс-ЦЭА», на 31 марта 2013 г.): активы – 414,3 млрд руб., капитал – 43,75 млрд руб., нераспределенная прибыль – 3,2 млрд руб.

Транскредитбанк более 10 лет обслуживает предприятия и структурные подразделения РЖД. Кроме РЖД нашими клиентами являются множество транспортных компаний, ведущие российские подрядчики по инфраструктурным объектам. Адекватно ли финансирование задачам транспортной отрасли? Я бы ответил, что его, конечно, не всегда хватает, особенно при строительстве объектов с длительным циклом окупаемости или практически неокупаемых, таких как автомобильные дороги, тоннели, железнодорожные пути. Тут крайне велика роль государства. По сути, строительство транспортной инфраструктуры общего пользования – одна из важнейших функций государства. На это должны идти и налоги, и определенная часть средств пенсионной системы, и средства специальных госфондов.

Банки тоже должны принимать активное участие. Но с совершенно определенной функцией (за редким исключением) – финансирование кассовых разрывов или предоставление гарантий возврата авансов и исполнения контрактов. Например, только в прошлом году при финансовом участии нашего банка строились федеральные автотрассы М3 «Украина», М4 «Дон», М20 Санкт-Петербург – Киев, М5 «Урал», М1 «Беларусь», магистрали Амур – Чита – Хабаровск, М60 «Уссури», «Вятка», Кольцевая автомобильная дорога в Санкт-Петербурге (КАД), транспортные развязки, тоннели и мосты Сочи, автомобильные дороги регионального и местного значения.