Дискуссия: Идеологический тупик

Проблем у малого бизнеса много, но даже имеющиеся возможности по его развитию региональные и муниципальные власти используют с разной степенью эффективности, выяснили участники конференции. Сокращенный вариант дискуссии ниже
А.Рудаков

Александр Бречалов, президент общероссийской общественной организации «Опора России»: С 2003 по 2010 г. в действиях правительства прослеживался явный тренд в сторону развития предпринимательства. Появились эффективные программы по поддержке бизнеса, были приняты законы, облегчающие жизнь предпринимателям. Но с 2010 г. мы имеем рост страховых взносов, ограничение торговли на местах, антиалкогольные и антитабачные кампании. Вот результат этой государственной политики: более 20 млн трудоспособного населения страны находится вне правового поля, они ни наемные работники, ни предприниматели, только 7% граждан страны занимаются предпринимательской деятельностью, менее 2% задумываются об этом. Доля предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, в ВВП – 2,8%.

Дмитрий Голованов, член правления − первый заместитель председателя правления, «МСП банк»: Что является доступностью кредитов? Это низкая процентная ставка – или когда ты в любой момент, независимо от нее, можешь получить деньги и использовать их для развития бизнеса. Ограничение процентной ставки налагает и ограничение на финансирование, потому что всем дать кредит по ставке 7% годовых мы в принципе не можем. Значит, кого-то нужно будет отсечь. По какому принципу? Сделать единую формулу отсечения невозможно – и мне кажется, нужно совмещать разные подходы. Для приоритетных предпринимателей, которые занимаются инновациями, можно было бы предлагать более дешевые продукты, тем, кому нужны просто оборотные средства, давать деньги по чуть ниже среднерыночной стоимости, для начинающих, на кого сложно открыть финансирование в банках, предлагать свои ставки. Дифференцированный подход – единственно возможный к решению глобальной задачи [развития малого и среднего бизнеса].

На наш взгляд, предпринимательство находится в тупике, не столько в части экономики – все равно программы поддержки малого и среднего бизнеса действуют, – сколько в идеологическом плане. Политика государства должна быть скорректирована с учетом новой парадигмы, что предпринимательство – это социальная функция. Поэтому фискальная регуляторная политика в отношении предпринимательства должна быть стабильна. Заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса должна быть не только у самого предпринимателя, но и у глав муниципалитетов и территорий, регионов.

Нина Медведева, заместитель главы администрации Судогодского района Владимирской области: На наших сельских муниципальных территориях нет крупных предприятий, мы самая настоящая зона малого бизнеса. В районе 256 средних и мелких предприятий и 1040 индивидуальных предпринимателей на более чем 40 000 человек населения. Судогодский район – территория с глубоко дефицитным бюджетом. Бюджет составляет 635 млн руб., собственных доходов – всего 156 млн руб. Наша основная задача – поддерживать и развивать малый бизнес, потому что вся надежда только на него. В муниципальной целевой программе четыре основных направления поддержки малого бизнеса – как существующего, так и начинающего. Прежде всего это промышленное сельскохозяйственное производство, второе – туризм, потом здоровый образ жизни и сфера услуг. Нет торговли, потому что она во все времена развивается быстрее, чем остальные направления, и в структуре бизнеса района она преобладает, а вот доля сельского хозяйства крайне мала: в советское время существовало 12 сельхозпредприятий, сейчас – три.

Основной акцент в программе поддержки малого бизнеса мы сделали на создание муниципального бизнес-инкубатора. За три года работы на программу выделено из бюджета 850 000 руб., получено еще 9 млн руб. благодаря участию в конкурсе Минэкономразвития по софинансированию программ в пропорции 5% наших к 95% привлеченным. Мы начинали с шести резидентов инкубатора, в этом году их 35. К сожалению, 13 резидентов мы потеряли, в том числе из-за несовершенства налогового законодательства, кого-то подвела иждивенческая позиция.

В этом году из областной программы поддержки малого предпринимательства исключено софинансирование аналогичных программ на местах. Мы были бы благодарны, если эта позиция будет пересмотрена, иначе все четыре бизнес-инкубатора области закроются, останется один областной. Также нужно снижение процентной ставки по кредитам для субъектов предпринимательства, а их грантовой поддержкой должны заниматься сами территории, в идеале – муниципальные бизнес-инкубаторы. Нам виднее, что нужно малому бизнесу района.

Валерий Скорик, руководитель департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области: Нина Владимировна [Медведева], успокою: на подписи у губернатора области находится соответствующая программа, которая учитывает ваше пожелание. С удовольствием отдадим все гранты муниципальным образованиям – и давно уже всем предлагаем. Однако у нас есть муниципальные образования, которые вообще не имеют программ. Тогда малый бизнес, который работает там, не будет иметь доступа к финансированию. Поддерживаю и точку зрения о том, что существующие сегодня для малого бизнеса ставки по кредитам высокие.

Александр Бречалов: Реально ли сделать ставку по кредиту 7–8%?

n Бизнес и министерства

Александр Бречалов: Сейчас «Опора России» разрабатывает новую концепцию поддержки малого и среднего бизнеса, где существенное внимание будет уделено вопросам конкуренции. Этот вопрос остро стоит, в том числе в сельском хозяйстве. Что в существующей модели стимулирования предпринимательства нужно поменять?

Игорь Золотарев, заместитель начальника правового управления, ФАС РФ: Главное в наших отношениях с малым бизнесом то, что мы готовы к диалогу. Хотел бы показать это на примере. Есть деревни, куда раз в четыре дня приезжает автолавка, торгующая в основном хлебом, крупой и другими товарами первой необходимости. С 1 апреля 2013 г. она, как и прочий транспорт, должна оснащаться тахографом, стоимость которого порой больше цены автомобиля. На середину мая в Госдуме было 15 000 обращений граждан по этому вопросу. Мы возбудили дело в отношении Минтранса (в итоге взимание штрафов может быть приостановлено. – «Ведомости»).

Александр Бречалов: С ФАС у «Опоры России» давнее и очень результативное сотрудничество. Есть замечательная история, когда всех операторов маршрутных такси обязали установить систему «Глонасс», и во многом благодаря ФАС мы тогда «отбили» перевозчиков. До прихода в Минтранс Максима Соколова у нас практически не было общения с этим министерством, но сейчас коммуникация налаживается.

Илья Ткачев, помощник министра транспорта РФ: Взаимодействие с «Опорой России» действительно выстраивается. Представители «Опоры» входят во всевозможные координационные совещательные органы при Минтрансе, подведомственных агентствах, службах, госкомпаниях «Автодор» и РЖД.

Например, на итоговой коллегии Минтранса вице-президент «Опоры» затронул вопрос о создании объектов дорожного сервиса в полосе отвода и придорожных полосах автодорог. Инициатива была поддержана, министр дал поручение совместно с бизнес-сообществом в лице «Опоры», госкомпанией «Автодор» и агентством «Росавтодор» проработать концепцию развития дорожного сервиса в РФ, которой до сих пор не было. Она должна предусматривать прежде всего обзор текущего состояния объектов дорожного сервиса и качества оказываемых услуг и анализ проблем, препятствующих созданию и развитию современного дорожного сервиса. Министерство приглашает всех заинтересованных лиц к диалогу. Направляйте свои предложения, замечания к тому документу, который в ближайшее время появится.

Александр Бречалов: Детали будущей программы будут представлены общественности в ближайшем будущем. Благодаря ей появятся десятки тысяч рабочих мест. Мы в виде эксперимента с вице-президентом «Опоры России» Александром Калининым проехались по трассе М5 до стелы «Европа – Азия». Никакой придорожной сети. Три минуты искали место, откуда можно было бы сфотографироваться рядом со стелой так, чтобы в кадр не попал мусор. А ведь вокруг этого места за короткое время легко можно создать 50–60 рабочих мест!

Хочу сказать от лица тысяч предпринимателей и владельцев ООО и ИП: работа ФНС в последнее время заслуживает только уважения. Но посмотрите: за последние 10 лет страховые взносы выросли с 1800 до 35 600 руб. – и ни у кого из здесь присутствующих нет понимания, какими они будут завтра. Другая тема – патент, конечно, удобная форма налогообложения, но к нему «прикручено» столько бюрократии, например страховой взнос, что в итоге он часто менее выгоден, чем «упрощенка». Предприниматели поставлены перед необходимостью постоянно разбираться, в какой форме лучше платить налог, куда его платить, сколько теперь он составляет, как рассчитывается... Все идет к тому, что ИП не обойтись без бухгалтера в штате.

Дмитрий Григоренко, начальник управления налогообложения ФНС РФ: Что подразумевается под стабильностью налоговой системы? Размер ставок страховых взносов? У нас в последние 3–4 года в налоговой системе ничего особенно не менялось. Разве что незначительные корректировки. Например, вывели патентную систему налогообложения в отдельную главу, добавили видов деятельности...

Муниципалитеты должны сами стимулировать развитие предпринимательства. Существуют местные налоги, есть возможность корректировки федеральной базовой ставки муниципалитетом... Но очень мало муниципалитетов, где базовая ставка равна единице.

По поводу тезиса о сложности налогового законодательства – весь наш опыт показывает, что проблему можно разделить на две составляющие. Первое – банальное незнание законодательства. Таксист говорит: «Я рулю, я не должен читать закон». И так далее. Никто не открывал кодекса. Предпринимателям на выбор предоставляется несколько режимов налогообложения, любому под силу выбрать наиболее удобный и заполнить 2–3 страницы декларации.

Второе – банальные ошибки. Тут сложнее. Мы понимаем, что налоговая грамотность в стране не самая высокая, налогоплательщики обычно именно допускают ошибку, а не стараются выстраивать налоговые схемы. Но отличие ошибок малого бизнеса от промахов среднего и крупного в том, что для первого они фатальны. Мы своей задачей видим максимально доступно и полно объяснять нюансы налогового законодательства, чтобы малый бизнес изначально знал все зоны риска, где ошибки возможнее всего.

Хочу порекомендовать зайти на сайт налоговой службы. Там есть изложенная простым языком версия Налогового кодекса, множество электронных сервисов, скоро появится возможность на сайте заполнить налоговую декларацию. По поводу декларации есть два подхода. Первый – упрощенная декларация, но налогоплательщику самому нужно высчитать показатели, которые туда вписывают, правда, в этом случае налогоплательщики чаще ошибаются при подсчетах. Второй подход – подробная декларация, заполняя которую шаг за шагом приходишь к нужным цифрам. Три месяца на сайте ФНС висел опрос, какой подход лучше, но люди на него почти не реагировали.

Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ: Существует пласт людей, которые с крайней неохотой регистрируются, чтобы платить налоги. Для них нужно сделать фантастически простое решение. Например, как в Казахстане, где предприниматель декларирует без всяких книг доходов-расходов и счетов-фактур, какой у него оборот, и покупает патент за стандартную сумму.

Чиновник в помощь

Наталья Лихобицкая, предприниматель из Кореновского района Краснодарского края: Наша пекарня появилась благодаря конкурсу «Опоры России» «Бизнес-успех», в котором мы приняли участие летом 2011 г. Подготовили бизнес-план – и самым простым, как ни странно, оказалось получение кредита. Мы взяли его под вполне реальные проценты – 14% годовых, правда, не хватило залога, чтобы получить сумму на открытие еще и кафе при пекарне. Самым сложным оказалось подключение к электрическим и газовым сетям. Этот процесс ставит крест на всех энергоемких низкорентабельных производствах вроде хлебопечения. Нам было нужно всего 150 кВт, но город предложил самим протянуть линию электропередачи до пекарни по официальным расценкам в 5 млн руб., плюс дополнительные расходы на работы по подключению. Поэтому мы пошли другим путем и нашли площадку в промышленной зоне, где, правда, тоже пришлось вложить немалые средства в подключение коммуникаций. Газа, который нужен для отопления помещения, у нас нет до сих пор, хотя в газификацию вложено более полумиллиона рублей.

Предприятие начало работать 5 мая этого года и столкнулось с тем, что никакой бизнес-план не мог предвидеть: с местной властью, с ее нежеланием воспринимать меня как конкурента старому, умирающему хлебозаводу. Я написала письмо в администрацию с просьбой разрешить нестационарную торговлю в проходимых местах города и получила ответ, что градостроительным планом города Кореновска не предусмотрено установление нестационарных точек продаж. Пока что мы нашли выход, но временный и ненадежный.

Не повторяйте моей ошибки. Сначала придите в местную администрацию и уточните, какой бизнес чиновники хотели бы видеть в городе, а потом уже беритесь за его основание. И еще: в древней Византии пекари вообще освобождались от налогов. Я не прошу наше государство повторить этот опыт, но хотя бы на год-два хотелось бы снизить налоговое бремя.

Андрей Медведев, генеральный директор «Промышленных силовых машин»: Мы начали свой бизнес в 2005 г. и решили специализироваться на машиностроительной продукции: дизель-генераторах, дизельных приводах. Штат компании вырос с 6 до 250 сотрудников, оборот в 2012 г. составил 1,5 млрд руб., всего за восемь лет работы мы выпустили около 8600 единиц продукции.

В прошлом году мы впервые выяснили, что государство действительно может чем-то помочь бизнесу, нам подготовили площадку в бизнес-парке со всеми коммуникациями. Сами мы не стали бы строить эти 5000 кв. м и выбивать разрешения на проведение газа и света. От государства мы также рассчитываем получить компенсацию лизинговой ставки по закупленному металлообрабатывающему оборудованию.

Главная проблема сейчас для нас – положение на рынке госзакупок, который практически монополизирован контрафактом и китайской продукцией, потому что единственным критерием победы в тендерах осталась цена. Если на конкурсе с начальной ценой 8 млн руб. побеждает компания с заявкой на 1,5 млн, ничего, кроме груды металлолома, она поставить не сможет. Давайте переймем опыт других стран, например Италии, где отечественные производители пользуются преференциями на тендерах.

Вопрос из зала Сергея Казакова, председателя Владимирского областного отделения «Опоры России»: За восемь лет работы «Промышленных силовых машин» хотя бы один чиновник любого уровня заходил к вам, чтобы спросить, как дела?

Андрей Медведев: К счастью, нет. Нам не надо повышенного внимания, это приводит к проблемам.

Реплика из зала Виталия Сахарова, председателя Волгоградского областного отделения «Опоры России»: Власть у нас, считается, от народа и для народа. А на деле выходит, что предприниматели в большинстве случаев боятся прихода чиновника. Это ненормально. Власть должна беспокоиться о том, чтобы развивать предприятия, приходить и спрашивать: «А чем помочь?»

Перераспределение налогов

Реплика из зала Александра Калинина, вице-президента «Опоры России»: Первое, что сделал губернатор Шойгу, когда стал губернатором Московской области, – передал налоги от упрощенной системы налогообложения (ЕНВД) в муниципалитеты. Давайте обратимся к исполняющему обязанности губернатора Владимирской области с тем, чтобы он сделал то же самое.

Наталья Ларионова: ЕНВД по стране собирается порядка 80 млрд руб., «упрощенки» в 2 раза больше. Но простых решений, кому ее отдать, нет. Почему отказались от идеи уже в этом году передать ее в муниципальный бюджет? На регионы легла огромная нагрузка по повышению зарплат бюджетникам, поэтому подкашивать региональную налоговую базу сейчас рано. Скорее всего, с 2015 г. 35% налогов от упрощенной системы налогообложения будут переданы на уровень муниципалитетов, как и часть подоходного налога.

Реплика из зала Валентины Блиновой, исполнительного директора Объединения предпринимателей округа Муром: Нельзя забывать о торговых сетях, которые вытеснили многих торговцев из области, и при этом большая часть налогов, которые они платят, не попадает в местный бюджет. Только из нашего города в 2011 г. товарооборот почти на 5 млрд руб. ушел в Краснодар, где зарегистрирована работающая у нас сеть «Магнит». Давно уже стоит вопрос о том, чтобы налоги платились не по месту регистрации, а по месту деятельности.

Другой вопрос – какой порог доминирования на муниципальном уровне можно разрешать торговым сетям? Сети добиваются его повышения с 25 до 35%, мы же пришли к выводу, что и на 25% не нужно соглашаться, а установить его на уровне 15%. Иначе мы убиваем всю торговлю.

Наталья Ларионова: Министерство экономического развития не поддерживает идею увеличения порога с 25 до 35%. По поводу налога по месту регистрации или деятельности напомню, что с прошлого года действует закон о консолидированных группах налогоплательщиков (КГН), который привел к перераспределению доходов. Например, от Москвы и Санкт-Петербурга к Ямалу и Ханты-Мансийску. Правда, дискуссия о торговых сетях и КГН особого развития не получила.

Валерий Скорик: Торговый оборот Владимирской области в прошлом году – 146 млрд руб., в том числе в торговых сетях – около 31%. В налоговых поступлениях доля сетей – 27–29%. Сейчас во многих сетях идет кампания «Покупай Владимирское» – и по нашему мониторингу местные производители поставляют от 30 до 90% хлеба, до 60% мяса и колбас.

Реплика из зала Виктора Павлова, председателя правления Объединения предпринимателей округа Муром: Во Владимирской области работает торговая сеть «Пятерочка», которая за год заплатила 80 млн руб. налогов в областной бюджет. И есть в Муроме торговая сеть «Макаров и компания», которая перечислила 40 млн руб. налогов. Со всей области 80 млн руб. и с одного города 40 млн руб. Вывод: налоги от сетей в регионе не остаются.

Реплика из зала Виктора Шурыгина, главы администрации Петушинского района Владимирской области: Ключевым фактором развития нашего района является его географическое положение на границе с Московским регионом, наличие федеральной трассы М7 и железной дороги. По разным оценкам, до трети трудоспособного населения уезжает из района на заработки в Московский регион. Но один из важнейших источников дохода местного бюджета – подоходный налог – они платят по месту работы. Получается, что люди живут и получают социальные блага у нас, а работают и налоги платят в Московском регионе.

Эта же ситуация, как ни парадоксально, приводит к тому, что муниципальные районы не заинтересованы в приходе инвестора с современным оборудованием. Мы получаем только НДФЛ, поэтому нам выгоднее компании с тысячами рабочих, а не новейшее автоматизированное производство с малочисленным персоналом. Мы предлагаем отдать хотя бы 3% от налога на прибыль и 1% от имущества юридических лиц муниципалитетам.

Дмитрий Голованов: Сила программы, которую банк реализует вместе с Минэкономразвития и «Опорой России», в том, чтобы постепенно перевести внимание на развитие муниципальных образований. В первую очередь мы должны говорить не о передаче муниципалитетам какой-то части налогов, а о правильной программе стимулирования развития малого предпринимательства. Нужен личный заинтересованный подход к развитию территорий и структурирование кредитных продуктов именно под свою территорию. Это предполагает так называемый дифференцированный подход к каждому отдельно взятому муниципальному образованию, какие-то программы развития работают в отдельных регионах, но пройденный этап для других.

Александр Бречалов: Обратите внимание, что, в принципе, для некоторых предпринимателей, например Натальи Лихобицкой, существующая фискальная модель приемлема, главная сложность – в инфраструктуре. При этом в другом регионе в схожей ситуации Андрею Медведеву власти помогли. Возможно, он был более настойчив в продвижении своего бизнеса, но вывод один: имеющиеся возможности по развитию малого и среднего бизнеса используются в регионах по-разному. Другая проблема властей – боязнь предоставить начинающим предпринимателям налоговые каникулы. Но ведь этих доходов в бюджете еще нет. Ненормально также, когда половина себестоимости круассана – цена электроэнергии. Государству нужно снижать эту долю, чтобы предприниматель мог встать на ноги.

Дмитрий Голованов

В 1996 г. окончил Финансовую академию при правительстве РФ. С 1988 по 1994 г. работал в ГУ ЦБ РФ по Московской области. С 1994 по 1998 г. – в Уникомбанке. С 1998 по 1999 г. – в Республиканском банке. С декабря 1999 г. – и. о. генерального директора Российского банка развития, с августа 2000 г. – первый зампред правления банка (с апреля 2011 г. − «МСП банк»).

Наталья Ларионова

В 1991 г. окончила МГУ им. М. В. Ломоносова, в 2001 г. – Московскую академию предпринимательства. С 1991 г. работала юристом в разных коммерческих и юридических компаниях. В 2004 г. начала работать с Минэкономразвития. С декабря 2010 г. – на нынешней позиции.

Наталья Лихобицкая

Окончила Ростовский государственный университет. Несколько лет работала преподавателем истории в средней школе в г. Первомайске на Украине. В 1997 г. организовала бизнес по продаже женской обуви, сейчас руководит сетью магазинов обуви «Золушка».

Андрей Медведев

Окончил ЯрГУ им. П. Г. Демидова по двум специальностям: «ИВТ» и «экономика». Работал на ОАО «Автодизель» сначала в отделе продаж, а затем заместителем начальника отдела маркетинга. С 2012 г. – генеральный директор ГК «ПСМ».

Валерий Скорик

В 1977 г. окончил Воронежский государственный университет. В 1977–1996 гг. – начальник цеха ВПО «Точмаш», заведующий конструкторским отделом, заместитель директора ВО НПО «Ритм». С 2006 г. – на нынешней позиции.

Игорь Золотарев

Родился в 1969 г. В 1994 г. окончил с отличием юридический факультет СПбГУ. С 1994 по 2008 г. преподавал на юридическом факультете СПбГУ. С мая 2009 г. – на государственной гражданской службе. До мая 2011 г. – в аппарате правительства РФ. С июня 2011 г. – заместитель начальника правового управления ФАС РФ.

Дмитрий Григоренко

Родился в 1978 г. в Нижневартовске. В 2000 г. окончил Институт экономики, права и естественных специальностей Кубанского государственного университета. В 2003 г. начал работу в центральном аппарате ФНС. С февраля 2012 г. на нынешней позиции.

Нина Медведева

В 1982 г. окончила Владимирский государственный педагогический университет им. П. И. Лебедева-Полянского. В 2003 г. – Владимирский филиал Российской академии государственной службы при президенте РФ. С 1999 по 2002 г. – глава города Судогда Владимирской области, с 2002 г. работает в администрации Судогодского района.

Илья Ткачев

Родился в 1985 г. В 2007 г. окончил СПбГУ. С 2006 по 2009 г. – учредитель, директор ООО «Трак-сервис». С 2010 по 2012 г. – ректор Института современного строительства. С августа 2012 г. – на нынешней позиции.