Детройт обанкротился

Детройт, автомобильная столица США, стал крупнейшим городом-банкротом в стране. Его долги превысили $18 млрд

Детройт начал процедуру банкротства из-за бюджетного дефицита и долгов в $18 млрд. Упадок города длится уже 60 лет, говорится в письме губернатора штата Мичиган Рика Снайдера (также направлено в суд). Единственный выход – это радикально «реструктурировать» Детройт и снять с него непосильное бремя, считает он.

Для спасения города власти штата назначили сити-менеджера. Им стал юрист и финансист Кевин Орр, который участвовал в реструктуризации Chrysler. $9 млрд город должен пенсионным фондам, страховым компаниям, 10 000 служащих и 20 000 пенсионеров. В июне 2009 г. Moody's опустило рейтинг облигаций Детройта, обеспеченных налоговыми поступлениями, ниже инвестиционного уровня, а 13 июля 2013 г. – до уровня Caa2. С 2008 г. расходы Детройта превышали доходы в среднем на $100 млн в год, недостача покрывалась займами. Но в последние месяцы рынок облигаций фактически закрылся для Детройта. Недавно бюджет не перечислил в городскую пенсионную систему почти $40 млн, а в июне заморозил выплаты по необеспеченным облигациям. Орр предложил выплатить $2 млрд по этим бондам, номинальная стоимость которых – $11 млрд, но кредиторы не согласились – и Орр объявил о неплатежеспособности города.

Добиться реструктуризации будет непросто. Судья Розмари Аквилина постановила, что администрация Детройта должна отозвать прошение об объявлении города банкротом, так как оно противоречит конституции Мичигана. Но прокуратура обжаловала это требование.

Детройту не привыкать к банкротствам: в 2009 г. две из трех автомобильных компаний, которым он обязан своей славой, подали в суд просьбы о защите от кредиторов. GM и Chrysler прошли процедуру банкротства в рекордно короткие сроки благодаря административной и финансовой помощи правительства США. На этот раз в Белом доме дали понять, что рассчитывать на федеральную помощь не стоит, сообщает WSJ.

Именно с проблемами автомобильных концернов во многом связан упадок Детройта. Расцвет города пришелся на середину ХХ в. В 1950 г. в Детройте жили почти 2 млн человек, сейчас – только 713 000. Системы ЖКХ близки к развалу, около 78 000 домовладений пустуют. Лишь 53% собственников жилья в 2011 г. платили налог на имущество. В городе не работает около 40% фонарей, а из парка машин Скорой помощи в рабочем состоянии – только треть. В 2007–2011 гг. около 36% детройтцев жили за чертой бедности. Уровень безработицы с 2000 г. вырос почти втрое и превышает 15% (в США – 7,6%).

Процесс реструктуризации долгов может занять месяцы, если не годы, из-за судебных споров (держатели обеспеченных налогами бондов готовы сражаться с пенсионными и социальными фондами за место в очереди на выплаты) и проведения мероприятий по распродаже городских активов.