От редакции: Деньги выбрали Родину

М. Стулов/ Ведомости

Три месяца назад государство запретило госслужащим, парламентариям, сотрудникам силовых ведомств и госкомпаний владеть счетами в иностранных банках и акциями зарубежных фирм. Срок расставания с ними истек вчера, можно подвести первые итоги «национализации элит».

Ее инициаторы в Кремле надеялись, что распродажа иностранных активов бюрократии и возвращение ее средств в Россию снизят риск коррупционных скандалов, помогут избежать давления западных спецслужб и ужесточить контроль за чиновниками и депутатами. Власти стремились также понизить градус недовольства в обществе богатством бюрократов.

О провале или успехе операции по возврату активов говорить рано. Задача консолидации правящего класса на первый взгляд достигнута. Подавляющее большинство бюрократов официально предпочли госслужбу. Вчера о продаже иностранных акций и переводе средств в Россию сообщил председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс. Ранее о перечислении денег из офшорных трастов в отечественные банки заявил вице-премьер Игорь Шувалов. Возвращение средств чиновников отразилось в банковской отчетности. Вклады физических лиц в «ВТБ 24», куда чиновники переводят деньги, увеличились с начала года на 163,6 млрд, или на 20%, - больше, чем за весь прошлый год. Президент банка Михаил Задорнов сообщил «Ведомостям», что «важные суммы» в этом потоке - разовые поступления со счетов чиновников из-за границы. Доля VIP-клиентов в портфеле вкладов «ВТБ 24» выросла к июлю по сравнению с январем на четверть до 28%.

Из числа крупных чиновников свой пост ради сохранения заграничной собственности покинул только замминистра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов.

Единицы из числа совмещавших бизнес с госслужбой оставили Совет Федерации, считающийся палатой богачей. Сулейман Керимов передал активы собственному благотворительному фонду в Швейцарии. От мандатов и должностей в рамках кампании не отказывались депутаты Госдумы, губернаторы, чиновники кремлевской и региональных администраций.

Если бороться с незаконным обогащением госслужащих, что было одной из целей кампании, следует расширить круг родственников, четко контролировать расходы чиновников и депутатов. Однако поправки в закон о госслужбе оставили немало лазеек для желающих сохранить зарубежное имущество. Им не нужно отчитываться за счета и акции дальних родственников и взрослых детей. Бюрократы неохотно обнародуют декларации о расходах, имеющиеся не дают представления о действительной цене приобретений. Зато доходы и расходы всех функционеров, парламентариев и судей теперь контролирует Кремль - комиссия под руководством помощника президента Евгения Школова.