Верховенство права: Вдохнуть жизнь в призрак

Не имея северокорейской решимости противопоставить себя внешнему миру, автократия вынуждена имитировать правовые формы, заимствованные из цивилизации более высокой/ Max Nash/ AP

Не вожделея ни американских автобанов, ни книжных магазинов, ни, не дай бог, ресторанов, к одному лишь испытывает автор беспримесную зависть - к ресурсам печатным и электронным, обслуживающим американскую парламентскую жизнь. То, что зовут в Вашингтоне на толкиенистический манер Холмом, проглядывается с тысячи точек, отсматривается сотнями корреспондентов и аналитиков, порождает публицистическую и интеллектуальную жизнь, жужжит и булькает самым увлекательным образом. Есть издания, полностью посвященные капитолийской жизни, ее повестке и повседневному бытию. Есть ресурсы для мониторинга законопроекта, результатов голосований, активности того или иного конгрессмена и сенатора. Выходят обзоры типа «25 проектов, за которыми надо следить в этом сезоне». И колумнисты, разумеется, и видео, и подписка на новости, и расшаривание в фейсбуке, и все прелести сетевой социальности.

Вопрос, почему у них так все блестит и переливается, а у нас одно унылое АСОЗД и новости в популярной прессе «Дума опять приняла странное», влечет ответ слишком очевидный, чтобы этот вопрос вообще задавать. Вот когда будет у нас полноценный парламент, легитимно избранный и принимающий значимые решения, тогда и у нас все заблестит и запереливается и появятся тридцать три насыщенных информативных ресурса с авторами столь же остроумными, сколь и знающими.

Однако прелесть и своеобразие политического процесса в том, что не всегда в нем следствия стоят впереди причин и телега следует за лошадью. Логика «сперва Х, а потом Y» в реальности выглядит как «и Х, и Y разом, взаимно влияя друг на друга». В неполитической реальности это явление тоже известно: у нас хорошее настроение, и мы улыбаемся, но верно также и обратное - мы улыбнулись, и настроение улучшилось. Советы из разнообразных self-help books «если хотите чего-то добиться, ведите себя так, как будто это у вас уже есть» в значительной степени работают.

Недружелюбный к пользователю сайт АСОЗД (автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности), посвященный исключительно прохождению законопроектов, пережил за последний год рост посещаемости примерно вдвое (2013 г. по сравнению с 2012 г.). Головной по отношению к АСОЗД официальный думский сайт duma.gov.ru тоже посетителя, прямо скажем, не веселит, хотя насыщенность его непосредственной законотворческой информацией, по отзывам иностранных коллег, выше, чем, скажем, у британских аналогов, - только информация эта представлена в сыром виде, и поди еще ее извлеки. Однако и на необработанную информацию находятся охотники, судя по количеству ссылок на думские ресурсы в социальных сетях.

Автор помнит время, когда АСОЗД пользовались только сами парламентские работники и сотрудники соответствующих служб правительства и администрации, а разницу между «принято» и «одобрено в первом чтении» понимали считанные единицы среди парламентских корреспондентов.

Внутренние источники сообщают, что выросло количество прямых обращений граждан в Думу и сменился их тип. Жанр, зарезервированный ранее исключительно за сумасшедшими, заключенными и рукотворными «трудящимися», организуемыми самими депутатами, трансформируется в нечто новое.

Сейчас Алексей Навальный организует кампанию против первых шагов обещанной правительством пенсионной реформы. Новая схема исчисления пенсий будет введена с 2015 г., а «временное лишение накопительной части пенсии» - с 2014 г. В общем виде эти изменения уже учтены в проекте федерального бюджета на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг., а также в проекте бюджета Пенсионного фонда, которые рассматриваются в Думе сейчас. Кампания протеста организована по классической американской схеме: личные обращения к депутатам, письма бумажные и электронные, специальный сайт и максимальная публичность. Уже 16 899 человек направили обращение своему депутату (т. е. 37 обращений на каждого), и каждому депутату передано думской почтой персональное бумажное письмо.

В выдающемся американском сериале House of Cards, посвященном как раз внутренней жизни Холма (до ремейка которого на российском материале мы еще надеемся дожить), некий конгрессмен из корыстных аппаратных соображений воздерживается, когда обсуждают закрытие судоверфи в его округе. Благодарные избиратели немедленно заваливают его письмами: уважаемый конгрессмен, бесстыжие твои глаза, что ж ты не отстоял нашу судоверфь. Несчастный садится за компьютер и собственноручно тюкает ответ каждому дорогому Дику, Тому и Джерри с объяснением своей позиции. После двадцатого письма ему по понятным причинам хочется умереть.

Нам до таких отношений избирателей со своим представителем чрезвычайно далеко. Никто не обязывает депутата отвечать на письма, а также вообще замечать своих избирателей. Но общий подход Навального состоит в том, чтобы обращаться с нашими политическими институтами так, как будто они настоящие. Это метод «соблюдайте свою Конституцию» на новом технологическом уровне.

Действующая власть старательно внушает нам, что легальные способы продвижения своих интересов у нас не работают, а единственный эффективный инструмент в общении с ней - погром. Но надо отдавать себе отчет, что всякая лицемерная автократия уязвима именно с этой стороны: не имея северокорейской решимости противопоставить себя внешнему миру, она вынуждена имитировать правовые формы, заимствованные из цивилизации более высокой. Но когда общество в своем развитии достигает этого уровня цивилизованности, имитационные, казалось бы, институты начинают наливаться неожиданной жизнью.