Госкомпании без парашютов

Правительство внесло в Госдуму законопроект об ограничении «золотых парашютов» для топ-менеджеров в госкомпаниях. Максимальное выходное пособие ограничат шестью окладами
Правительство ограничит выходные пособия в госкомпаниях/ Jo Yong-Hak/ Reuters

Госкомпаниям вскоре придется платить меньше за то, чтобы расстаться со своими менеджерами. Правительство вчера внесло в Госдуму разработанный Минтрудом законопроект о «золотых парашютах» для увольняющихся менеджеров госкомпаний. Минимальный размер выходного пособия предлагается ограничить трехкратным заработком, максимальный - шестикратным.

На «золотой парашют» может претендовать только топ-менеджер, которого увольняют без какой-либо вины с его стороны - по инициативе акционеров или совета директоров. Требование коснется уходящих сотрудников госкорпораций, акционерных обществ с госдолей свыше 50% и федеральных государственных унитарных предприятий. Речь идет о руководителях госструктур, их заместителях, главных бухгалтерах и всех членах коллегиального исполнительного органа. Трудовые соглашения с ними будут перезаключены в течение трех месяцев после вступления поправок в силу.

Если трудовой договор расторгается «по обоюдному соглашению», то никакой компенсации менеджер не получит, следует из законопроекта.

Идея ограничить топ-менеджеров родилась после истории с бывшим президентом «Ростелекома» Александром Провоторовым: в марте этого года он был отправлен в отставку с «парашютом» в 201 млн руб. (см. врез). В апреле активист Общероссийского народного фронта (ОНФ) Валерий Трапезников потребовал на встрече с президентом России Владимиром Путиным ограничить размер выходных пособий в госкомпаниях. Изначально Путин поручил правительству ужать выплаты только топ-менеджерам госкорпораций и «иных организаций, созданных на основании федерального закона». Но Минтруд распространил ограничение и на госкомпании, согласовав свою инициативу с администрацией президента.

«Золотой парашют» в шесть месячных окладов - норма при увольнении обычных менеджеров, говорит председатель совета директоров TopContact Executive Search Артур Шамилов. А вот первые лица - гендиректора госкомпаний - дискриминацию почувствуют, говорит Шамилов: их коллеги из частных компаний при уходе могут получить компенсацию в размере девятимесячного заработка или даже годового.

Госкомпании не раскрывают оклады своих топ-менеджеров - в отчетности указываются выплаты с премиями и бонусами (см. таблицу). Средний оклад зампреда правления в энергетических госкомпаниях доходит до 0,8-1 млн руб., рассказывали два человека, близких к госкомпаниям. Но в среднем по рынку руководящий состав получает скромные суммы при уходе, утверждает Шамилов, - от трех до шести месячных окладов. В некоторых госструктурах, например в ВТБ, вообще нет практики выплачивать «золотые парашюты», знает он. И это правильно, не надо бояться, что более жесткие условия кого-то отпугнут от работы в госкомпаниях, считает эксперт: «Все и так хотят в них работать, очередь стоит».

Законопроект правительства, возможно, будет доработан, нельзя оставлять лазейки для обхода жестких правил через иные выплаты увольняемым, считает депутат-единоросс и активист ОНФ Виктор Климов. Теоретически можно выплатить «золотые парашюты» в виде бонусов перед увольнением, отмечает специалист российской HR-компании.