Вагоны принесли УВЗ убыток

«Уралвагонзавод» впервые со времени кризиса 2008-2009 гг. стал убыточным. В III квартале корпорация потеряла 1,4 млрд руб. Выйти в ноль по итогам года помогут военные заказы

Крупнейший в России производитель вагонов - государственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) - впервые с 2009 г. стал убыточным. Убыток корпорации за девять месяцев по РСБУ составил 1,2 млрд руб., следует из отчетности УВЗ. В первом полугодии была прибыль - 202 млн руб. Выходит, убыток в III квартале составил 1,4 млрд руб.

Причина - низкий спрос на вагоны, объясняет УВЗ. Продажа вагонов - основная статья доходов УВЗ. Выручка в этом сегменте за девять месяцев сократилась на 42,2% до 25,4 млрд руб., выручка от продажи спецтехники, наоборот, выросла - на 8,9% до 21,7 млрд руб. По итогам года за счет роста продаж военной продукции УВЗ скорее всего выйдет в ноль, предполагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Кроме того, за девять месяцев УВЗ увеличил «прочие расходы» на 15,9% до 27,1 млрд руб. Что в себя включает эта статья и почему она выросла, УВЗ не раскрывает.

С начала года спрос на грузовые вагоны снизился на треть и цены на большинство видов подвижного состава уже близки к уровню себестоимости и обеспечивают минимальную прибыль, только если у производителей есть собственное литье, говорит Бурмистров. По его данным, стоимость цистерн приблизилась к 1,7 млн руб., хопперов и фитинговых платформ - к 1,7 млн руб., а полувагонов - к 1,5 млн руб. Снизить стоимость вагона УВЗ не может - мешает ценовая политика поставщиков комплектующих для производства подвижного состава (ММК, «Северсталь» и Evraz), отмечает эксперт. С начала года цены на комплектующие для вагонов снизились лишь на 13%, говорит заместитель гендиректора УВЗ Руслан Кондрашов. В себестоимости производства полувагона более половины - металлопродукция, в том числе прокат: вагоностроители работают на грани рентабельности, подчеркивал он. При этом ставка аренды полувагона (самый массовый вид подвижного состава) с осени прошлого года упала в 2 раза до 600 руб. в сутки, напоминает Бурмистров. УВЗ переходит с поставщиками на короткие контакты, рассказывал Кондрашов.

Сильнее всех падение ощутили производители полувагонов (УВЗ - крупнейший в стране по выпуску этого типа подвижного состава), говорит Бурмистров. Крупнейшим в этом году покупателем полувагонов стала СУЭК, которая заключила соглашение на лизинг 6000 инновационных вагонов с Объединенной вагонной компанией (в нее входит конкурент УВЗ - Тихвинский вагоностроительный завод). Не помогли УВЗ и продажи вагонов своей «дочке» - «УВЗ-логистик». По данным Бурмистрова, с начала года госкомпания продала 40% произведенных вагонов «УВЗ-логистик». «УВЗ-логистик» ранее заявляла, что планирует в 2013 г. закупить у УВЗ более 2500 вагонов повышенной грузоподъемности.

Вагоностроители сокращают планы по производству: УВЗ намерен произвести 20 000 вагонов (на 16% меньше, чем в 2012 г.), «Алтайвагон» (входит в «СДС-маш») - 6200 вагонов (на 27% меньше, чем в 2012 г.).