РЖД за конкуренцию

РЖД хочет побороться с автомобильным транспортом за грузы. Монополия просит позволить ей предоставлять скидку клиентам до 50%

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале ноября поручал ФСТ, Минтрансу, Минэкономразвития, Минпромторгу и РЖД до декабря «разработать предложения по уточнению правил тарифного коридора», говорится в плане поддержки монополий в условиях замораживания тарифов на 2014 г. Одно из предложений РЖД - давать скидку в 50% на перевозку грузов по направлениям, конкурирующим с автотранcпортом, рассказали «Ведомостям» два источника, близкие к монополии. Сейчас РЖД может давать скидку до 12,8%. Ранее, чтобы переключить грузы с автотранспорта на железную дорогу, РЖД предлагала вообще отменить регулирование в этом сегменте. Другое предложение, говорят собеседники «Ведомостей», - сократить время вступления в силу решения РЖД с 30 дней до 10 с момента уведомления ФСТ. Представитель РЖД на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Сейчас тенденция перетока грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный усилилась, говорит руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Владимир Савчук. Автотранспортом дешевле возить груз на короткие расстояния (до 400 км), железной дорогой не возят скоропортящиеся грузы, часть контейнерных грузов, отмечает он. Но переломить тенденцию не удастся, даже если РЖД будет предоставлять скидку в 50%, уверен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Для этого РЖД надо увеличить скорость и надежность доставки.

РЖД получила право давать грузоотправителям скидку либо повышать тарифы на 13,4% в конце прошлого года. Скидку грузоотправители получают, если они инвестируют в развитие инфраструктуры РЖД, надбавку - если в пути вкладывает сама монополия. Скидку получали «Новатэк» на ряде маршрутов (8,3%), НЛМК - на перевозку грузов до черноморских портов (11%) и «Фосагро» - на перевозку апатитового концентрата до Пикалева (13%). В этом году монополия задумалась и о повышении тарифов: 13,4%-ную надбавку получат компании, перевозящие газолин и газовый конденсат через погранпереходы. Такую же надбавку РЖД хотела ввести на перевозки угля к портам Дальнего Востока, следует из протокола заседания правления РЖД (копия есть у «Ведомостей»). Но ФСТ не получила уведомление от компании о повышении на 13,4% тарифа на перевозках угля, а значит, решения нет.