Познается в сравнении: Новороссия как новая ГДР


В воскресенье, 25 мая, на Украине прошли досрочные президентские выборы, а днем раньше главы Донецкой народной республики и Луганской народной республики подписали соглашение о создании государства Новороссия. Таким образом, за эти выходные выкристаллизовалась основная инфраструктура новой холодной войны.

История то ли повторяется, то ли пародирует саму себя. А может быть, рифмуется или каламбурит. Повторы - как раз то, что позволяет нам извлекать из истории уроки.

Холодной войной наметившееся противостояние России и Запада было названо сразу после присоединения Крыма. Этот новый конфликт имеет другие предпосылки и будет развиваться иначе, чем первая холодная война, но их несомненную схожесть уже трудно не заметить.

Первая холодная война велась по всему миру, но конкретная линия фронта проходила по Германии, в чем можно легко убедиться, посетив Музей стены, расположенный рядом с бывшим чекпойнтом Чарли в Берлине. В новом противостоянии подобной границей становится Украина. Похоже, она и будет играть роль разделенной Германии. Да, сейчас нет двух Украин, а Новороссия представляет собой ненастоящую страну, возглавляемую опереточными Бармалеями. Но и две Германии в послевоенный период тоже оформились далеко не сразу.

Появление на карте отдельной Германской Демократической Республики отражало скорее неудачу советской политики в послевоенной Европе, чем ее успех. Сталин предпочел бы слабую, нейтральную и полностью разоруженную Германию, на которую Москва могла бы легко оказывать давление и, возможно, со временем целиком прибрать к рукам. Однако действия советских властей в восточноевропейских странах, освобожденных ими от нацистов, - главным образом создание промосковского временного правительства национального единства в Польше и коммунистический переворот в Чехословакии в 1948 г. - стали прямой причиной создания Федеративной Республики Германии из трех западных оккупационных зон. В ответ на это Москва тоже провозгласила в зоне советской оккупации создание новой страны - ГДР - на территории, оставшейся после аннексии Восточной Пруссии и Силезии.

Однако Сталин не смирился с разделением Германии и в 1952 г., когда СССР активно готовился к конфликту с Западом, выдвинул союзникам «мартовскую ноту» с предложением объединить Германию, при условии что она не будет вступать ни в какие военные блоки. Лаврентий Берия, наиболее проницательный из сталинских наследников, продолжал поддерживать объединение Германии уже после смерти диктатора. СССР установил дипломатические отношения с ГДР лишь в 1954 г., уже после ареста Берии.

С Украиной очень похожая история. Постсоветское российское руководство предпочитало видеть ее слабой, бедной и отсталой. Бедность и отсталость даже в большей степени, чем газ, делали Украину зависимой от России, а бандитские олигархические кланы и коррупция сводили на нет шансы экономического или политического сближения с Европой. Такой Украина и оставалась с первого дня независимости вплоть до майдана и свержения Януковича.

То, что происходит сейчас на Украине, является следствием очевидного краха российской политики. В принципе, наивно было бы ожидать, что страна на границе Евросоюза будет бесконечно мириться с мафиозным кланом у власти. Теперь же сценарий присоединения Крыма и вооруженный сепаратизм на юго-востоке Украины привели к разделу украинской территории. Крым уже стал частью Российской Федерации, Донецкая и Луганская области - Новороссией, и сепаратисты открыто объявляют о своем намерении включить в нее до восьми юго-восточных областей.

В то же время уже начался процесс интеграции оставшейся части Украины в западный мир. При этом урезанная Украина будет более «украинской», целостной и стабильной, а ее шансы вступить в Евросоюз и в НАТО значительно увеличатся.

В результате уже начали возникать, условно говоря, Федеративная Республика Украина (ФРУ) и Украинская Демократическая Республика (УДР). В отличие от ГДР восточные области не будут признаны мировым сообществом, и они, как и включенный в состав Российской Федерации Крым, останутся полунезависимыми территориальными образованиями вроде Абхазии и Южной Осетии.

Сталин не без основания опасался возрождения экономически сильной, стабильной и хорошо вооруженной ФРГ в составе западного альянса. Еще до ее объединения с востоком Западная Германия стала самой мощной державой в Европе, осью, вокруг которой строилась европейская интеграция. Сегодня, после бюджетного кризиса в зоне евро, Германия все больше возвращается на позиции лидера Средней Европы - только уже мирным путем.

Что же касается ГДР, то никакие усилия, включая варварскую попытку удержать ее население за высоким забором, не сумели сделать из нее самостоятельную державу. Она до конца оставалась слабым звеном в непрочной цепи Варшавского договора, и ее исчезновение ознаменовало конец советского присутствия в Европе. Недаром окончание холодной войны отмечается в день падения Берлинской стены.

Вряд ли подпадающий под санкции Крым и независимые или аннексированные Москвой Донецк, Луганск и еще одна-две области будут жизнеспособнее, чем ГДР. С другой стороны, даже если признать, что Украине до ФРГ очень и очень далеко, процветающая и свободная Украина в составе объединенной Европы станет серьезнейшим уроком для путинской России. И, возможно, лучшим сценарием для свободной и современной России.