Радикалы берут Европу

Партии евроскептиков совершили прорыв на выборах в Европарламент. Это может затормозить процессы евроинтеграции, полагают эксперты

В четырех из 28 стран Евросоюза партии, выступающие против ЕС, заняли первое место по результатам голосования. Во Франции победу одержал ультраправый «Национальный фронт» с 25% (на предыдущих выборах в 2009 г. - 6,34%), он получит в Европарламенте 24 места из закрепленных за страной 74. Правящая Социалистическая партия Франсуа Олланда получила лишь 14%, пропустив вперед оппозиционный правоцентристский «Союз за народное движение» (почти 21%). «Суверенный народ заявил, что хочет вернуть себе управление собственной судьбой, - заявила лидер «Народного фронта» Марин Ле Пен. - Наши люди потребовали, чтобы проводилась лишь одна политика - французами для французов». Результаты выборов свидетельствуют о «массовом отказе от ЕС», добавила она.

Не менее высокопарно выразился и Найджел Фарадж, лидер Независимой партии Великобритании (выступает за выход из ЕС, получила 27,5% - почти на 11 процентных пунктов больше, чем в 2009 г.; получит 23 из 73 британских мест). Впервые с 1906 г. выборы в Великобритании выиграли не консерваторы и не лейбористы, заявил он, назвав результаты «землетрясением».

Таким же образом (только с противоположным знаком) оценил победу правых премьер Франции Мануэль Вальс, назвавший ее «шоком, землетрясением, на которые все ответственные лидеры должны ответить». Олланд вчера собрал ключевых министров на экстренное заседание, чтобы обсудить итоги выборов.

Ультраправая Датская народная партия с 26,7% голосов получит четыре из 13 закрепленных за страной мест. Она, в частности, призывала власти отказаться от выплаты по крайней мере части социальных пособий гражданам других стран ЕС, проживающим в Дании.

В Греции победу одержали также евроскептики, но с другого крыла политического спектра: ультралевая партия «Сириза», выступающая против экономических реформ, требуемых Евросоюзом, набрала 26,5% (8 мест). Лидер «Сиризы» Алексис Ципрас неоднократно заявлял, что требования международных кредиторов по ужесточению бюджетной политики только ухудшили положение в стране.

В целом же центристские проевропейские партии получили устойчивое большинство, хотя их позиции и ослабли: крупнейшая фракция Европарламента, объединяющая правоцентристов, Европейская народная партия, получает 213 мест против 274 ранее.

Нынешние выборы - первые после того, как еврозону охватил долговой кризис, а многим в ЕС пришлось сократить госрасходы в борьбе с ростом бюджетного дефицита и госдолга. На этом фоне популистская риторика привлекает часть электората. «Политики-популисты, такие как Фарадж и Ле Пен, получают так много голосов, потому что они выступают против нынешнего европейского истеблишмента», - говорит Тим Ньюарк, автор книги «Протестное голосование».

По подсчетам аналитиков Citi­group, партии, выступающие против истеблишмента, и евроскептики получат в Европарламенте 19% мест. Они, а не левые - новая альтернатива традиционным партиям, указывают в Citigroup: «Но эти партии - мешанина из критиков Брюсселя, антисистемных популистов, традиционных националистов и даже экстремистов, у них мало того, что могло бы объединить их в Страсбурге». Фарадж уже заявил, что не будет вступать в коалицию с Ле Пен. Процессы евроинтеграции затормозятся (например, в плане бюджетного и политического союза), но, «поскольку большинство основных интеграционных процессов уже оговорено, серьезных осложнений при проведении реальной политики быть не должно», считают в Citi.

Евроскептики будут выступать более громко и осложнять работу Европарламента, но вряд ли смогут помешать решению ключевых вопросов, считают аналитики Barclays Capital: «В парламенте предыдущего созыва традиционные партии дисциплинированно голосовали по основным экономическим инициативам и директивам, и результаты выборов вряд ли изменят это... Сложнее будет вести дискуссию по дальнейшей интеграции бюджетной политики, гармонизации налогового регулирования, объединению долговых обязательств, но здесь различия будут отражать разницу в подходах стран, а не политических групп».