«Сумма» высадится в Китае


Группа «Сумма» собирается построить в г. Хуньчунь в китайской провинции Цзилинь терминал для обработки 40 млн т грузов без выхода к морю - так называемый сухой порт. Соглашение о создании логистического центра «Сумма» подпишет с представителями провинции сегодня, во время визита в Россию премьера госсовета Китая Ли Кэцяна, рассказал источник, знакомый с программой визита китайского премьера, и подтвердил представитель «Суммы». Вчера получить комментарии представителя провинции или госсовета Китая не удалось.

Планируется, что под строительство провинция Цзилинь передаст «Сумме» в аренду на 50 лет участок площадью 310 га, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Инвестиции в логистический центр составят $300-350 млн. Он будет сателлитом Большого порта Зарубино, который «Сумма» строит в Приморском крае вблизи российско-китайской границы. Мощность первой очереди Зарубино - 60 млн т, в дальнейшем планируется увеличение перевалки до 100 млн т. Общие инвестиции в проект - $2,6-3 млрд. В сухом порту будут сконцентрированы вспомогательные операции - сортировка и таможенное оформление, - что повысит эффективность логистики.

«Сумма» давно ведет переговоры о сотрудничестве с китайцами по перевалке грузов через Зарубино. В мае о планах «Суммы» подписать соглашение с провинцией Цзилинь во время визита президента Владимира Путина в Китай писал «Коммерсантъ». В июле «Сумма» сообщала, что ее делегация провела переговоры с Цзилиньской зерновой компанией, железнодорожной корпорацией «Северо-Восточная Азия», угольной корпорацией провинции Цзилинь, а также с многопрофильным холдингом China Merchants Group о реализации проекта «Зарубино». У «Суммы» есть предварительные договоренности о перевалке через порт Зарубино, уверяет источник, близкий к группе. С Hyundai - на перевалку бутилированной воды на экспорт (5 млн т в год с перспективой роста объемов в 3 раза), с Volkswagen - об экспорте со сборочного предприятия в Китае до 1 млн машин в год и импорте комплектующих в контейнерах, с Хейлудзинской зерновой компанией и Цзилиньской зерновой компанией - на перевалку по 10 млн т зерна каждой. Ранее руководитель проекта строительства Зарубино Андрей Загорский говорил, что уже подписаны контракты на перевалку на 80 млн т.

Но основной интерес китайских компаний - не экспорт через Зарубино, а транзит грузов. Перевалка грузов через российский порт для их доставки из северо-восточных провинций Китая в южные китайским компаниям выгоднее, чем железнодорожные перевозки: транспортировка по морю дешевле на $250 за 1 т, подсчитали в «Сумме». На транзит будет приходиться до 60% грузопотока. Китайские грузы в Зарубино будут поставляться по железной дороге (пропускная способность переходов - 30 млн т) и автомобильным транспортом.