Покупайте рыбу в России

Верховный суд объяснил, почему отказал Мурманскому рыбокомбинату в иске к правительству. Предприятие, пострадавшее от эмбарго на ввоз продуктов из Норвегии, может закупать сырье и в России

Верховный суд России не нашел оснований для удовлетворения иска Мурманского рыбокомбината к российскому правительству, в котором предприятие требовало признать частично не действующим перечень сельхозпродукции, запрещенной к ввозу из ряда стран дальнего зарубежья в августе 2014 г. Об этом говорится в мотивировочной части решения.

Комбинат занимается переработкой и реализацией рыбы и морепродуктов. 2 сентября он остановил работу из-за отсутствия сырья и подал иск в Верховный суд. Комбинат пытался доказать, что постановление правительства о продовольственных санкциях нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и просил исключить из санкционного списка живую рыбу, ввозимую из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.

Правовая основа специальных экономических мер определяется федеральным законом, говорится в решении суда. Такие меры применяются, например, когда требуется «безотлагательная реакция» на недружественные действия иностранных государств. Президент России применил специальные экономические меры в соответствии со своими полномочиями, а правительство утвердило перечень запрещенной к ввозу продукции на основании его решения, гласит решение.

Суд не согласился с доводом рыбокомбината о том, что введение эмбарго ведет к росту цен, банкротству и ликвидации сотен перерабатывающих заводов в России: истец пытается установить целесообразность принятия оспариваемого положения, но это никак не влияет на его законность. Тем более что запрет на ввоз в Россию продуктов из ряда стран Запада, в том числе и рыбы из Норвегии, «не препятствует ОАО «Мурманский рыбокомбинат» приобретать для переработки живую рыбу у российских производителей либо ввозить ее из государств, не включенных в перечень», полагает суд.

Предприятие с начала 2000-х гг. участвовало в норвежских рыбных аукционах и технологически может принимать только живую рыбу с наливных судов, которые приходят с промысла, объяснял ранее «Ведомостям» его гендиректор Михаил Зуб. Такой технологией обладают лишь норвежские рыбопромысловые компании, которые обеспечивали предприятие сырьем, говорилось в исковом заявлении. В ноябре, когда суд сообщил об отказе в удовлетворении иска, Зуб заявил, что предприятие «фактически уходит от рыбопереработки»: «Мы выкидываем все оборудование, вырезаем цеха и создаем транснациональный логистический центр».

Вчера получить его комментарии не удалось.