Ивановы запасаются

Россияне финансируют повседневные траты сбережениями, делают продовольственные запасы и экономят на походах в кафе и рестораны, выяснили аналитики «Сбербанк CIB»
Россияне начали делать продовольственные запасы/ Виктор Бартенев/ Интерпресс / ТАСС

Чем живут Ивановы. 310

долларов купил Иванов в IV квартале 2014 г. в период валютной паники, но основная закупка валюты пришлась на начало года. Всего за 2014 г. средний потребитель приобрел валюты на $1339

60

процентов Ивановых пытается экономить на товарах повседневного потребления, еще в июле - сентябре таких было 54%

70

процентов респондентов отказались от кафе и ресторанов в конце прошлого года, чтобы сэкономить

Средний российский потребитель не ждет, что рубль укрепится в ближайшем будущем: дальнейшее обесценение национальной валюты ожидает свыше половины россиян, свидетельствуют данные исследования «Сбербанк CIB». Лишь 9% респондентов ожидают стабильного курса, 20% - ждут укрепления рубля. Оценки аналитиков инвестбанка основаны на опросе 2300 россиян 18-65 лет из 164 городов с населением более 100 000 человек. Погрешность оценок, соответствующих методологии ежеквартальных опросов Росстата и оценкам потребительской уверенности в ЕС, ниже 2%.

Пессимистичные настроения среднего потребителя (аналитики «Сбербанк CIB» обобщенно называют их «Ивановы») уже повлияли на российскую торговлю в 2014 г. Для крупной розницы, однако, это шанс укрепиться на рынке, говорится в исследовании: в среднем Ивановы оценили продовольственную инфляцию в IV квартале в 14,9%, тогда как рост цен в крупных сетях составил 8,9-9,6%. По этому показателю последние выглядят привлекательнее, так как дают «возможность тратить меньше, чем клиентам других магазинов, при сохранении прежнего уровня потребления». В результате такие магазины могут рассчитывать на прирост трафика, и это уже видно по данным лидера рынка - «Магнита». Его декабрьские продажи выросли на 37,3% до 87,36 млрд руб., а сопоставимая выручка (like-for-like) сети в октябре - декабре 2014 г. ускорила рост до 17,28% благодаря инфляции.

«Наша модель бизнеса стала более привлекательной для потребителя в кризисной ситуации», - подтверждает тенденцию представитель российского «Ашана» Мария Курносова. Всплеск активности покупателей в сети, по ее словам, начался еще в декабре 2014 г., в том числе за счет роста продаж непродовольственных товаров и техники. «В январе также хорошие продажи, нет спада по сравнению с прошлым годом», - отмечает Курносова.

К началу 2015 г. доля Ивановых без сбережений выросла до 42% с 37% в середине года. К тому же они стали меньше откладывать на черный день: 8,3% от своего ежемесячного дохода в IV квартале 2014 г. против 8,9% в III квартале того же года. Скорее всего, россияне финансируют текущее потребление за счет сбережений, полагают аналитики «Сбербанк CIB».

Около 20% потребителей начали делать продовольственные запасы в октябре - декабре прошлого года, отмечают аналитики, хотя значительная доля таких покупок про запас была сделана не в магазинах крупной розницы. Это «может привести к снижению спроса в первом полугодии 2015 г.», говорится в исследовании.

В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») «ничего кардинального, говорящего о том, что покупатели делали или делают запасы», не заметили, сказал представитель сети Владимир Русанов. Во-первых, в IV квартале свою роль сыграл «гречневый эффект», а во-вторых - традиционный высокий сезон с его предпраздничными закупками и приготовлениями, рассуждает он. «Мы не отмечаем сейчас в структуре спроса каких-то показателей массовой закупки нескоропортящихся продуктов или ажиотажный спрос», - сказал он. А вот группа «Дикси», напротив, заметила, что население запасается продовольствием в их супермаркетах, заявила «Ведомостям» представитель компании Екатерина Куманина. По ее словам, в сети «Виктория» Московского региона и Калининградской области на предпоследней неделе 2014 г. выросли обороты продуктов с долгим сроком хранения - макарон, консервов и др. В магазинах «у дома» «Дикси», где в основном продаются товары первой необходимости и ежедневного потребления, «потребительский спрос был более стабилен», отметила представитель сети. Доля в обороте группы «Дикси» товаров «первой цены» (продукт с самой низкой ценой в категории) незначительно возросла (+0,3%) в декабре по сравнению с октябрем, добавила Куманина.

Схожие, нерадостные настроения россиян отмечает и Росстат, сообщивший вчера об обвале индекса потребительской уверенности в последнем квартале 2014 г. Показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2014 г. снизился на 11 п. п. до 18% по сравнению с предыдущим кварталом, говорится в отчете службы. В течение следующего года положительных изменений в экономике страны ожидают всего 18% опрошенных, тогда как негативных - 38%.