Статья опубликована в № 77 от 24.12.1999 под заголовком: ВЕЩЬ НЕДЕЛИ: Сцена из Пелевина

Сцена из Пелевина

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Модные разговоры про модный недавно роман Виктора Пелевина “Generation “П” уже отшумели. Роман между тем оказался пророческим. По крайней мере в той части, где российская политика представляется трехмерным компьютерным монтажом, демонстрируемым по телевизору. С этим смелым предположением, похоже, согласен по крайней мере один видный политический деятель, кстати выведенный в книге.

На днях Борис Березовский подтвердил общеизвестное – признал, что с помощью Сергея Доренко вел предвыборную информационную войну. Доренко, по словам Березовского, лучший журналист в нынешней России. А влияние “фактора Доренко” на исход выборов невозможно отрицать, считает олигарх. И Березовский, и Доренко признали подлинность опубликованной в “Новой газете” расшифровки телефонного разговора, в котором олигарх инструктирует телевизионщика, как “пристегнуть” мэра Юрия Лужкова к убийству американского предпринимателя Пола Тейтума.

У Пелевина Березовский – тоже часть компьютерного “мультика”. Человек, заправляющий политическим “сериалом”, предлагает такой изящный ход в сюжете о Березовском, играющем в “монополию” с Салманом Радуевым: “Сделай в их “монополии” такую фишку – телевизионно-бурильную установку. И пусть Березовский говорит, что он хочет таких вышек всюду понастроить, чтобы снизу нефть прокачивали, а сверху – рекламу”.

Вышку построили. Человек из пелевинского ролика сам показал избирателям мультик. Избиратели проголосовали. Теперь в интервью итальянской газете Corriere della sera Березовский говорит: “Я и те, кого вы называете олигархами, продемонстрировали, что располагают силами для развития демократии в России”.

На самом деле такие силы есть у телевидения. Именно оно последовательно создает вот уже третью “партию власти”. Сначала был “Выбор России”, который сразу после создания в Думу прошел, а на следующих выборах проиграл. Потом НДР – та же история. Теперь вот “Единство” – вероятно, с таким же будущим.

В двух первых случаях по телевизору было много рекламы “партий власти”. В третьем демонстрировались Владимир Путин на татами и Сергей Шойгу, спасающий людей от чрезвычайных ситуаций. А соперников “партии власти” телевидение с самым большим охватом аудитории – ОРТ – уничтожало руками Доренко.

“Лучший журналист” победил верховного аналитика Евгения Киселева, потому что занимался скорее гипнозом, чем репортерской работой или анализом. Взгляд, голос, остроумный пропагандистский текст – так можно продавать холодильники эскимосам.

Кстати, никогда не проигрывающий выборов Жириновский считает телевидение “ядерным оружием” и старается давать как можно больше телерекламы. Гипнотической.

Харизма в наше время – явление сугубо телевизионное. Что бы ни делали газеты, информационные агентства, радио, а теперь и Интернет, народ можно сагитировать только через телевидение. Циничные телережиссеры вроде Березовского или, скажем, Глеба Павловского в последние дни не скрывают своей уверенности в том, что их мультики всегда достигнут цели.

Хотите выбирать сами – не забудьте выключить телевизор.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more