От редакции: Пером и шпагой

В ходе краткосрочного визита в Алжир в конце прошлой недели Владимир Путин подписал ряд важных соглашений. Российский президент сумел договориться о поставках вооружений арабскому партнеру на общую сумму $7,5 млрд. За эти деньги (именно деньги, а не поставки товаров) алжирская армия получит 300 новых танков Т-90С, 76 боевых и учебных самолетов, модернизирует более 250 танков Т-72 советского производства.

По данным сайта Минобороны, российская армия получила на обновление и ремонт боевой техники в текущем году сопоставимые средства – 164 млрд руб. ($5,8 млрд). На эти деньги, сообщил Сергей Иванов, армия закупит 31 танк Т-90 и девять самолетов, модернизирует 139 танков и 125 самолетов.

Контракты на закупку Алжиром оружия были утверждены после того, как Россия списала старые алжирские долги – $4,7 млрд – в обмен на прибыли от будущих поставок оружия. Это не первый случай крупномасштабного снижения долгов странам третьего мира, доставшихся России в наследство от СССР. В 2003–2004 гг. Москва скостила почти весь долг Ираку (по разным оценкам, от $9 млрд до $12 млрд). В мае 2005 г. Россия согласилась списать $9,8 млрд из $13,4 млрд сирийского долга. МИД и Минфин парируют выпады критиков весомым доводом: будущий экономический эффект от взаимовыгодной торговли покроет временные, хотя и весьма значительные убытки. Практика списания долгов развивающимся странам вообще популярна в мире – она позволяет получить хоть что-то.

Не стоит ли российскому правительству распространить эту практику на внутренний рынок? Долгожданная налоговая амнистия, проект которой наконец добрался до правительства, – только один шаг на этом пути. Кто-то вернет свои средства из швейцарских банков и заплатит 13% налога, но вряд ли процесс будет носить повальный характер. Надо четко понимать, в какой налоговый климат вернутся эти деньги. Обещанное президентом прекращение налогового террора пока не состоялось – поправки в Налоговый кодекс, касающиеся упорядочения администрирования, все еще не приняты.

На днях глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович представил сравнительное исследование по НДС и налогу с продаж. Заменить первый вторым он предлагал еще в 2004 г. Эта замена, кстати, значительно облегчит администрирование налога, к тому же НДС по своей природе коррупционно емок. В случае реализации идеи Дворковича доходы бюджета сократятся на 392 млрд руб. – это почти 12% налоговых поступлений в бюджет 2006 г. Идея невыгодна также нынешним главным донорам российского бюджета – нефтяникам. Наконец, отмена НДС может повлечь за собой снижение темпов экономического роста, ускорение инфляции и усиление зависимости экономики от цен на нефть. Однако, как считает автор идеи, временное уменьшение фискальных платежей может окупиться как раз за счет выхода бизнеса из тени и сокращения коррупции.

Для того чтобы российские бизнесмены поверили Кремлю так же, как его зарубежные партнеры, налоговая система должна стать таким же конкурентным продуктом, как и изделия отечественного ВПК.