От редакции: История как схема

Устные вступительные экзамены по истории в столичных вузах (за исключением МГУ) отменены. С нынешнего года в столичные вузы вступительные испытания по истории будут проводиться только в рамках единого госэкзамена (ЕГЭ). Соответствующее распоряжение издал на днях совет ректоров Москвы. На первый взгляд ничего особенного – переход на ЕГЭ планировался давно. Теперь пришла очередь истории.

Сдача истории с помощью тестов – спорная и далеко не везде распространенная практика. Тестовые задания по истории зачитываются как вступительные экзамены только в США (и то не во всех университетах) и Австралии. В европейских странах с высоким уровнем образования историю в форме тестов не сдают.

Дело не в возможной коррупции при сдаче ЕГЭ. Роль истории в школьной программе не ограничивается передачей школьнику определенной суммы знаний. Она должна воспитывать не только грамотного специалиста, но и гражданина своей страны. Французский ученый Марк Ферро в книге “Как рассказывают историю детям разных стран мира” заметил: “Истории присущи две функции – врачевание и борьба. Она больше ставит проблемы своей эпохи, чем той, которую, как предполагается, изучает”.

Поэтому в разных государствах и даже отдельных регионах одной страны детям рассказывают разные версии давнего и недавнего прошлого – о них хорошо бы знать. У истории СССР и России была и вовсе не легкая судьба. Видные деятели прошлого – госсекретарь Михаил Сперанский, премьер Сергей Витте или, например, Лев Троцкий – вычеркивались из нее и возвращались. Их деятельность или исторические события получали диаметрально противоположные оценки. Существовало две истории советского периода – официальная и диссидентская.

Сейчас, наконец, появилась возможность рассказывать старшеклассникам объективную историю России, представляя различные версии событий недавнего прошлого. Возможно, что ЕГЭ может сыграть положительную роль в деполитизации истории. Для этого необходимо, чтобы предлагаемые тесты заставляли отвечающего задуматься и не создавали ни однобокой, ни безликой версии истории многонационального народа.

Что же пока предлагают чиновники от образования? Вот некоторые демонстрационные тесты, помещенные на сайте Рособрнадзора: “Сенат, Синод, коллегии появились в России в ...веке”; или: “К начальному периоду Великой Отечественной войны относится ...сражение”. И, как в игре “Кто хочет стать миллионером?”, даются четыре варианта ответа. Возможно, что такая модель изучения истории отвлечет внимание молодых людей от полярных оценок событий ХХ века. Но может ли механическое запоминание дат, событий и действующих лиц помочь воспитанию гражданина?