В пользу водки

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко 27 марта лишил сограждан дешевого вина – точнее говоря, объявил его вне закона. Действительные причины, побудившие Онищенко назвать грузинское и молдавское вино ядовитым, наверняка геополитические: надо было покарать строптивых соседей. Третьего марта таможня Украины потребовала от Приднестровья снабжать все товары печатями Молдавии, частью которой ПМР формально остается; ясное дело, Приднестровье на это пойти никак не могло, экспорт остановился. Россия сперва думала помочь ПМР деньгами, а потом решила повлиять на ситуацию по линии пестицидов и тяжелых металлов, раз вино – главная статья экспорта Молдавии. Грузинам, должно быть, досталось заодно.

Нет сомнений, что молдавские виноматериалы все равно попадут в Россию – ни норвежская рыба, ни абхазские мандарины, ни голландские цветы, подпадавшие в разные времена под запреты, никуда с рынка не деваются, просто дорожают. Так что потребитель молдавских вин не лишится.

Тем не менее удар нанесен очень метко. Цель только у него совершенно иная, нежели объявлял Онищенко. Лет, должно быть, 15 в России подспудно, хаотически шла пропаганда сухого вина как альтернативы водке: пьяницам объясняли, что оно полезно. В последние три-четыре года пропаганда дала плоды: сухого стали пить больше, а поскольку Россия – страна бедная, разбуженный спрос обратился прежде всего к дешевым молдавским винам.

Онищенко враз выкорчевал укоренившийся было образ полезного и дешевого напитка – так точно, как когда-то Егор Лигачев, взявшись бороться с пьянством, лишил СССР, и в том числе Молдавию с Грузией, огромного количества прекрасных виноградников. Тактического успеха Лигачев добился: в конце 1980-х снизилась общая смертность в стране. Ошибка его была стратегической: когда потребление алкоголя вернулось на прежний уровень, чего не могло не произойти, спрос в максимальной степени стал удовлетворяться за счет крепких и некачественных напитков, и смертность резко пошла вверх – в том числе и потому, что неоткуда было взяться предложению вина.

Заявление Онищенко – того же рода ошибка. У защитников водки появится железный аргумент против вина, а как это скажется на здоровье нации, за которое как раз и отвечает главсанврач, несложно предсказать.